Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ермакова Ольга Александровна

Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей

Оксана Скоролупова, 
вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_fgos_do.docx381.75 КБ

Предварительный просмотр:

Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей

Оксана Скоролупова, 
вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Предлагаем новый подход к педагогической диагностике социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Мы начинаем цикл публикаций о новом подходе к педагогической диагностике детей дошкольного возраста по пяти направлениям развития. В трех выпусках журнала № 1, 2, 3 предложим универсальные диагностические карты. Их можно использовать независимо от содержания основной образовательной программы, которую реализует детский сад. Карты позволят избежать формальности и минимизировать трудовые затраты педагогов.

Кто и для чего проводит диагностику детей

Педагогическую диагностику детей проводят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и другие педагоги дошкольной организации. Согласие родителей ребенка на его участие в диагностике не требуется.

Педагогическая диагностика нужна, чтобы:

– индивидуализировать образовательный процесс;

– построить его в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка;

– эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;

– построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и одновременно оптимизировать работу с группой детей.

Педагогическая диагностика по ФГОС ДО – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги могут проследить динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе. При этом его результаты нельзя сравнивать с результатами других детей.

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка.

В чем заключается новый подход к диагностике

Новый подход к диагностике заключается в том, что педагоги оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах. Планируемые результаты учитывают целевые ориентиры, а также содержание образовательной деятельности по всем направлениям развития детей и виды детской деятельности, приоритетные для каждой из образовательных областей.

Ниже представлены планируемые результаты социально-коммуникативного и речевого развития для детей средней группы. Из таблиц видно, каких результатов в развитии могут достигнуть дошкольники на данном возрастном этапе.

Таблица 1. Планируемые результаты социально-коммуникативного развития для детей средней группы

1

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/nuhbd1.jpgТаблица 2. Планируемые результаты речевого развития для детей средней группы

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/hrym_k.jpg

Для диагностики педагоги используют низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и определяют достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития. Результаты диагностики по каждой образовательной области фиксируют в диагностических картах.

Шесть показателей для оценки социально-коммуникативного развития детей
1. Коммуникативные навыки.
2. Элементарные нормы и правила поведения в социуме.
3. Развитие эмоций.
4. Сформированность навыков безопасного поведения.
5. Сформированность социальных навыков.
6. Знание своих личностных особенностей и возможностей.

Например, с учетом планируемых результатов социально-коммуникативного развития для средней группы педагоги проводят диагностику детей по шести показателям. Они обращают внимание на то, как ребенок взаимодействует с остальными детьми в группе, умеет ли адекватно выражать свое эмоциональное состояние и определять эмоциональные состояния других детей и взрослых.

Педагоги смотрят, как дошкольник отвечает на вопросы, высказывает предложения, отстаивает свое мнение, оценивает поступки свои и сверстников, включается в коллективную игру. Кроме того, оценивают, знает ли ребенок членов своей семьи, правила поведения в природе и опасных ситуациях и т. д. Пример диагностической карты «Социально-коммуникативное развитие» для средней группы.

Так как развитие игровой деятельности детей как ведущей деятельности имеет приоритетное значение для социально-коммуникативного развития, она также подлежит диагностике. Показатели игрового взаимодействия в средней группе – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. –Пример диагностической карты «Игровая деятельность».

Диагностика речевого развития детей средней группы включает пять показателей. В процессе наблюдения педагоги оценивают словарный запас ребенка, его умение правильно произносит звуки, согласовывать слова, строить некоторые виды сложных предложений. Педагоги обращают внимание на то, умеет ли ребенок вести диалог, поддерживать беседу, пересказывать фрагменты знакомых мультфильмов, сказок в процессе игр-драматизаций, составлять короткие рассказы из личного опыта, о наблюдаемых явлениях и объектах и соблюдать правила речевого этикета. Пример диагностической карты «Речевое развитие».

Когда и как проводить диагностику

Пять показателей для оценки речевого развития детей
1. Лексическая сторона речи (развитие словаря).
2. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя).
3. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи).
4. Развитие связной речи.
5.Развитие коммуникативной деятельности.

Сроки, когда проводить диагностику, каждая дошкольная образовательная организация определяет самостоятельно. В предлагаемых диагностических картах педагоги отмечают показатели развития ребенка в начале (в середине) и конце учебного года. Например, в процессе диагностики детей средней группы воспитатель определяет, насколько каждый ребенок достиг нормативных показателей развития к окончанию данного возрастного периода (к 5 годам).

Систему обозначений педагог выбирает сам. Она может быть процентной: воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя. Или символической, например, символ «Х» означает низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя, символ »?» – неполное достижение, символ «√» – ребенок достиг запланированного показателя. Также можно использовать цветовую систему обозначений, где красный кружок (или галочка) – низкий уровень развития, желтый – достаточный, синий – оптимальный, зеленый – высокий. Можно оставить и три основных цвета.

В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. Чтобы спланировать работу с детьми, лучше использовать данные диагностики прошлого года. Педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе, и определит мероприятия для устранения имевшихся проблем на новом этапе.

Если в середине года ребенок неполностью достиг показателя (планируемого результата), педагог продолжает работу с ним в рамках освоения основной образовательной программы. Если ребенок показывает низкий уровень, педагог планирует мероприятия, которые позволят ему достигнуть возрастной нормы.

Например, диагностика в середине года показала, что ребенок не применяет в процессе речевого общения полные и развернутые ответы (диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Коммуникативные навыки»). Педагог делает для себя заметку: необходимо вовлекать воспитанника в диалоги на занятиях по развитию речи, в ходе речевых игр и бесед (подгрупповых и индивидуальных), задавать ему такие вопросы и формулировать такие задания, которые требуют развернутого ответа.

Почему нельзя применять целевые ориентиры в качестве показателей диагностики

ФГОС ДО устанавливает требования к результатам реализации основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Разработчики ФГОС ДО отказались от четких формулировок результатов дошкольного образования в связи с тем, что дошкольное образование не является обязательным уровнем образования. Кроме того, они учли специфику дошкольного детства – нельзя требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и не могут служить основанием для оценки качества дошкольного образования. Поэтому применять целевые ориентиры в качестве показателей педагогической диагностики нельзя.

Кто имеет доступ к результатам педагогической диагностики

Результаты педагогической диагностики доступны тем педагогам, которые непосредственно работают с конкретным ребенком или группой детей. Никакому внешнему контролю результаты диагностики детей не подлежат. Проверяющий может потребовать только обобщенные результаты диагностики, то есть средний по группе (или по детскому саду) уровень освоения детьми образовательной программы.

Доступ к результатам диагностики ребенка должны иметь его родители. Они вправе знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, оценками успеваемости своих детей и получать информацию о всех видах планируемых обследований и их результатах (Часть 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом родители имеют доступ к данным диагностики только своего ребенка. Обсуждать достижения или неуспехи ребенка также следует с родителями индивидуально, а не на общем родительском собрании в группе.

Выберите самостоятельно систему обозначений:

Система обозначений

Расшифровка

Процентная

Воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя

Символическая

Например:

«Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя;

«?» – неполное достижение;

«√» – ребенок достиг запланированного показателя

Цветовая

(можно использовать

только три основных цвета)

Например:

 – низкий уровень развития;

 – достаточный;

 – оптимальный;

 – высокий

Диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие»

(старшая группа)

Показатели социально-коммуникативного развития

Фамилия, имя ребенка

I. Коммуникативные навыки

Умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками)

Владение способами контакта с малознакомыми людьми (воспитатель другой группы, методист, психолог, заведующий ДОО; гости детского сада; родители кого-либо из сверстников)

Знание и использование вежливых форм обращения

Умение установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомимика) средств

Умение тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами

Умение попросить о помощи и оказать ее

Умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы

Умение включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением

Умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек, грубого или насмешливого обращения со стороны взрослых или сверстников

Умение отказывать, противостоять давлению со стороны более активных сверстников

II. Развитие эмоций

Умение прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.)

Умение открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные

Умение чувствовать настроение близких взрослых и сверстников

Умение оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения

III. Сформированность навыков безопасного поведения

Ребенок овладел навыками безопасного поведения:

  • создающих угрозу своему здоровью и здоровью других людей (формирование начальных навыков правильного питания, умение одеваться по погоде)

  • в транспорте, на тротуаре и при переходе проезжей части по регулируемому и нерегулируемому переходу, на стоянках и парковках

  • в общественных местах

  • при встрече с незнакомыми людьми

  • в природе (знание ядовитых растений, опасных природных явлений, опасностей, которые могут исходить от животных и насекомых и т.п.)

IV. Развитие социальных компетентностей (по С.В. Кривцовой)[1].

У детей сформированы возможности:

  • адаптации к образовательной организации

  • общения со сверстниками (навыки дружелюбия)

  • обхождения с чувствами

  • альтернативы агрессии

  • преодоления стресса

V. Сформированность социальных навыков (по Е.В. Рылеевой)[2].

У детей формируются первоначальные социальные навыки:

  • активного или включенного слушания – ребенок учится внимательно выслушивать всех участников разговора, дискуссии, игры

  • включения в групповую работу – ребенок овладевает способностью взаимодействовать со сверстниками в общей деятельности в одном темпе со всей группой

  • выражения и отставания своего мнения культурным способом – ребенок учится спокойно (без крика) и доказательно формулировать свое мнение, обосновывать свою позицию

  • предпочтение нравственным способам достижения цели из возможных вариантов – у ребенка развивается способность

  • оценки своих возможностей и правильной оценки своей деятельности и ее результатов

VI. Элементарные нормы и правила поведения в социуме

Ребенок учится регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил

VII. Знание своих личностных особенностей и возможностей

Ребенок познает свои личностные особенности и возможности, имеет некоторые представления о них

Общие показатели социального развития

Диагностическая карта «Игровая деятельность»

(старшая группа)

Показатели игрового взаимодействия

Фамилия, имя ребенка

Ребенок овладевает способами построения сюжетно-ролевой игры, учится комбинировать знания, полученные из разных источников для выбора сюжета игры

Ребенок овладевает способностью создавать сюжет в индивидуальной и совместной игре, а также вносить изменения в сюжет с учетом интересов партнера

Ребенок учится играть в игры-придумки, игры-фантазирования

У ребенка развивается способность согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами по игре

Ребенок овладевает средствами обеспечения согласованности замыслов и действий (тактичность, сдержанность, умение прислушиваться к мнению других)

Ребенок учится наделять смысловым значением нейтральный объект (предмет-заместитель, игровой модуль) в смысловом поле игры

Ребенок способен объединяться с другими детьми на основе личностных симпатий или интересов игры

Ребенок проявляет интерес к режиссерским играм

Ребенок овладевает способностью играть в игры-драматизации

У ребенка формируется способность создавать предметно-игровую ситуацию

Ребенок умеет играть в игры с правилами

Общие показатели развития игровой деятельности

Диагностическая карта «Речевое развитие»

(старшая группа)

Показатели развития речи

Фамилия, имя ребенка

I. Лексическая сторона речи (развитие словаря)

В словаре ребенка есть обобщающие наименования (дикие и домашние животные; столовая и чайная посуда; наземный, водный, воздушный транспорт). Развивается умение дифференцировать обобщающие понятия

У ребенка развивается умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи

Ребенок овладевает умением понимать и употреблять разные значения многозначных слов

В словаре ребенка активизируются образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы

Ребенок учится употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий и их качеств

Ребенок овладевает умением понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках

II. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя)

У ребенка развивается способность употреблять форму множественного числа родительного падежа имен существительных

Ребенок осваивает умения:

  • согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе

  • согласовывать существительные и числительные «два – пять» в роде и числе

  • образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

  • образовывать название детенышей животных (домашних и диких)

  • употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, над, за, перед, около

  • составлять предложения разных типов

III. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи)

Ребенок овладевает способностью:

  • дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р

  • различать гласные и согласные звуки

  • различать твердые и мягкие звуки

  • выделять звуки в начале, середине и конце слова

  • выделять шипящие и свистящие звуки в начале слова

  • находить одинаковые звуки в разных словах

  • находить слова, сходные и различные по звучанию

  • изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания

У ребенка формируются представления о линейных звуковых единицах: звук – слог – слово – предложение – текст

IV. Развитие связной речи

У ребенка развиваются способности:

  • интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей в пересказывании литературных произведений

  • составлять описательный рассказ по картине

  • составлять повествование, используя разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста

  • формулировать рассуждение

Ребенок овладевает умением развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей

В речи ребенка формируется содержательность: в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем – признаков и действий

Ребенок овладевает композицией высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности

В речи ребенка присутствует грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях

Ребенок овладевает разнообразными способами связей между предложениями

В речи ребенка наличествует разнообразие лексических средств: использование разных частей  речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов

V. Коммуникативное развитие

Ребенок овладевает умениями:

  • задавать вопросы

  • отвечать на вопросы в зависимости от ситуации: «Скажи точнее», «Скажи, чтобы тебя поняли»

  • вставлять реплики

  • отстаивать свое мнение

  • анализировать действия других и свои

  • рассказывать о собственном опыте (в повседневной жизни)

  • заинтересованно вступать в беседу

  • сговариваться на игру, дружно играть, придумывать интересные игры развивать игру в речевом плане

Ребенок проявляет:

  • склонность к общению

  • доброжелательность, уступчивость в общении

  • отсутствие агрессивности, желание разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию

  • умение считаться с мнением товарища

  • внимание и интерес к другому человеку

Общие показатели речевого развития детей


[1] Кривцова С.В. Жизненные навыки для дошкольников: Программа-технология позитивной социализации дошкольников. – М.: Издательство Clever/ Клевер-Медиа-Групп, 2016

[2]

 Рылеева Е.В. 10 игр для социализации дошкольников. М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие.

Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие....

Конспект НОД по социально-коммуникативном у и речевому развитию "Пусть в сердце живет доброта"

Занятие для детей старшей группы по совершенствованию представлений о нравственных нормах поведения: доброжелательность, отзывчивости, взаимовыручке, справедливости....

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »

laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...