Детско-родительский проект, использование и объединение разных видов театральной деятельности драматизация.
методическая разработка (старшая группа)

арсланова  наиля кэбировна

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах учитывая это детский сад сегодня должен учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и уровень культуры педагогической грамотности семьи для координации совместных воспитательных воздействий. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:

·  через приобщение родителей педагогическому процессу;

·  расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации;

·  информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику организации, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

·  разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арсланова Наиля Кэбировна, воспитатель                                                                                          

ГБОУ школа №569 Невского р-на

Санкт-Петербурга

 Детско-родительский проект, использование и объединение разных видов театральной деятельности: драматизация.

            В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах учитывая это детский сад сегодня должен учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и уровень культуры педагогической грамотности семьи для координации совместных воспитательных воздействий. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:

  • через приобщение родителей педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику организации, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. Ещё одной из форм сотрудничества родителей и педагогов ДОУ является проектная деятельность как поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Через проектную деятельность ребенок должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение, что и стимулирует его личностный рост и самореализацию. Сформированная идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также основывается на умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобные умение необходимо воспитывать с детства.  При   культурно - адекватным действии, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности, обоснованные культурно-исторической теорией Л. С. Выготского и теории деятельности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешает эту проблему - проектная деятельность, которая позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы).                                                                                                                                                                                 При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Причины выбора творческого проекта:

 Во- первых; в ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.

Во- вторых; творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.

 В - третьих при выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна, когда дошкольник должен учиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития. В – четвертых; долгосрочность где замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Если проект не значим для педагога, он должен постараться понять, почему его нужно организовывать с детьми.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.                  На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта.                  На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.                                                                                                           На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется следующим образом. Воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.                                                                                                                                                                    Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.                                                                    На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дошкольники делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.                                                                                                                                     На восьмом этапе педагоги продумывают, как                                          представить полученный продукт. Как уже говорилось, проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а, следовательно, и на развитие его личности.                                                  На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Творческий проект: «Использование и объединение разных видов театральной деятельности: драматизация.».

Описание проекта: Драматизация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.

Драматизация способствует:

  • развитию социального сознания воспитуемых;
  • совершенствованию лингвистических способностей;
  • выявлению интересов и потребностей детей
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие навыков говорения;
  • улучшению качества речи;
  • снятие «психологического барьера», связанного с боязнью публичных выступлений и страхом совершить ошибку.

 Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Драматизация труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков. Задача взрослого, раскрыть актерский потенциал возможностей, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы.

                 Само слово ДРАМА (греческое drama, буквально - действие) принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сцены повествовательного начала. Драма ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест,              движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной    техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Детская драматизация это в первую очередь игра, при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.

Актуальность проекта: актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребенка через реализацию его потенциальных возможностей получение позитивного социального опыта реализации собственных замыслов путем конкурентного взаимодействия, умений представлять ценность своей идеи значимость идей других детей для решения общей задачи.

Объектом проекта: детская творческая деятельность через развитие у них способностей, необходимых в драматизации, проявление умений актерского мастерства

Предметом проекта: совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе выполнения проекта.

Цель проекта: познакомить с разными видами драматического искусства.

Задачи:

  • внести проект в перспективный план на 1 год.
  • провести цикл занятий по знакомству детей с разными видами и жанрами драмы, предлагать упражнения, игры по теме.
  • информировать родителей о необходимости знакомить детей с разными видами театра и выявление предпочтильных интересов в формах театральной деятельности детьми   через папки передвижки, памятки, беседы, посещение разных спектаклей;
  • организовать с помощью родителей предметно – пространственную среду с элементами театра;
  • развивать сотрудничество педагога, родителей и детей в совместной деятельности по изучению и закреплению разных видов театральной деятельности;
  • воспитывать желание у родителей принимать активное участие в образовательной деятельности для детей в ДОУ;
  • обогатить опыт детско – родительских отношений совместной деятельностью в ходе реализации проекта,
  • оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО.

Время выполнения: 12 месяцев.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Предполагаемый продукт проекта:

  • презентация по теме проекта;
  • подготовленное мероприятие;
  • разработанные рекомендации для педагогов по подготовке и проведению творческого проекта по драматизации;

Программно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября.
  2. Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

  3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-      №4
  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст] / Театрализованная деятельности в детском саду. / Е.А. Антипина. -  М.: СФЕРА, 2009. – С. 30-58.
  5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] /  Театрализованные игры дошкольников. / Л.В.Артемова. - М.:, 1990. 127с.
    Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. – N 2.
  6. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. [Текст] / Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. / Т.И.Ерофеева. – М., 1994.     С. 10-80.
  7. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. [Текст] / Игра-драматизация // Воспитание детей в игре / О.Л.Зверева. - М.: 1994. 23-70с.
    Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. - N 4.
  8. Колягина О.В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф— М.: Буки-Веди, 2013. -  41-42 с.
  9. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом [Текст] / авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Изд. 2-е, испр. –Волгоград: Учитель. – 203 с.
  10. Сидорова А.А.  Как организовать проект с дошкольниками  [Текст] / Авт. – сост. А.А. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
  11. Прищепа С.С.  Партнёрство дошкольной организации и семьи. [Текст] / Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования технологий в разных видах детской деятельности. Капустина Вероника Ринатовна

Тема: Практика использования технологий в разных видах детской деятельности.Капустина Вероника Ринатовна...

Детско-родительский образовательный проект проращивание лука в разных условиях «Господин Лук»

Детско-родительский образовательный проект проращивание  лука в разных условиях «Господин Лук»Вид проекта: Исследовательское  - экспериментальное.Продолжительность. Трехнедельный.Участники. ...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: долгосрочный.  Участники пр...

Использование лэпбука в разных видах детской деятельности

Использование лэпбука в разных видах детской деятельности...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...