Основные компоненты готовности ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)
Данная статья раскрывает понятия физиологической, но в большей степени психологической готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные компоненты готовности ребенка к школе | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные компоненты готовности ребенка к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Ребенок владеет навыками:
- доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- адекватного реагирования на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- адекватного оценивания поступков, что хорошо, а что – плохо;
- следования инструкции педагога: принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он может адекватно оценить свою работу, признать свои ошибки, если таковые имеются.
Мотивационная готовность. Ребенок хочет учиться, имеет потребность занять позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив), и потому у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Интеллектуальная готовность – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Познавательная готовность к школе – комплекс знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Внимание.
- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 25-30 минут;
- находить сходства и отличия между предметами, картинками;
- уметь выполнять работу по образцу (воспроизводить узор, копировать движение и и.п.)
- легко играть в играх на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Память.
- запоминание 8-10 картинок.
- рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
- пересказ текста из 4-5 предложений.
Мышление.
- заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
- находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- складывать пазлы без помощи взрослого.
- сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
Мелкая моторика.
- правильно держать в руке ручку, карандаш и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- выполнять аппликации.
Речь.
- составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- понимать и объяснять смысл пословиц.
- составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- различать в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
- знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Математика.
- цифры от 0 до 10.
- прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- арифметические знаки: « », -, +, =.
- деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 основных признаков готовности ребенка к школе.
Памятка для родителей будущих первоклассников...
Основные показатели готовности ребенка к школе
Основные показатели готовности ребенка к школе...
Презентация для родителей "Основные компоненты готовности детей к школе"
Готовность ребёнка к школе...
"Основные компоненты готовности детей к школе"
Консультация для родителей "Основные компоненты готовности детей к школе"....
Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
Формирвание произвольного поведения - необходимый компонент готовности ребенка к школьному обучению. Как помочь ребенку сформировать произвольное поведение. Игра, как основная форма деятельности...
Пять компонентов готовности ребенка к школе.
Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников.Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не ...
Основные виды готовности ребенка к школе
К основным видам готовности ребенка к школе относят физическую, психологическую, специальную готовности....