Основные компоненты готовности ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Старостина Юлия Евгеньевна

Данная статья раскрывает понятия физиологической, но в большей степени психологической готовности к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Ребенок владеет навыками:

- доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- адекватного реагирования на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- адекватного оценивания поступков, что хорошо, а что – плохо;

- следования инструкции педагога: принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он может адекватно оценить свою работу, признать свои ошибки, если таковые имеются.

Мотивационная готовность. Ребенок хочет учиться, имеет потребность занять позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив), и потому у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

Интеллектуальная готовность – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Познавательная готовность к школе – комплекс знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Внимание.

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 25-30 минут;

- находить сходства и отличия между предметами, картинками;

- уметь выполнять работу по образцу (воспроизводить узор, копировать движение и и.п.)

- легко играть в играх на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Память.

- запоминание 8-10 картинок.

- рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

- пересказ  текста из 4-5 предложений.

Мышление.

- заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

- находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

- определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

- находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

- складывать пазлы без помощи взрослого.

- сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

- правильно держать в руке ручку, карандаш и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

- раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

- выполнять аппликации.

Речь.

- составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

- понимать и объяснять смысл пословиц.

- составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

- выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

- различать в словах буквы и звуки.

Окружающий мир.

- знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

- называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Математика.

- цифры от 0 до 10.

- прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

- арифметические знаки: « », -, +, =.

- деление круга, квадрата напополам, четыре части.

- ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 основных признаков готовности ребенка к школе.

Памятка для родителей будущих первоклассников...

Основные показатели готовности ребенка к школе

Основные показатели готовности ребенка к школе...

"Основные компоненты готовности детей к школе"

Консультация для родителей "Основные компоненты готовности детей к школе"....

Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.

Формирвание произвольного поведения  - необходимый компонент готовности ребенка к школьному обучению. Как помочь ребенку сформировать произвольное поведение. Игра, как основная форма деятельности...

Пять компонентов готовности ребенка к школе.

Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников.Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не ...

Основные виды готовности ребенка к школе

К основным видам готовности ребенка к школе относят физическую, психологическую, специальную готовности....