Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
консультация

Давыдова Екатерина Павловна

Формирвание произвольного поведения  - необходимый компонент готовности ребенка к школьному обучению. Как помочь ребенку сформировать произвольное поведение. Игра, как основная форма деятельности дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95» г. Саратова

Консультация

«Произвольность поведения –

необходимый компонент готовности ребенка к школе»

Давыдова Е.П.

2020 г.

Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.

Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте. В связи с этим важно разобрать причину подобных проблем.  Одна из них - несформированное произвольное поведение дошкольника.  Разберем эту тему подробнее.

  В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как главная и центральная линия становления личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Необходимо отметить, что большинство западных психологов употребляют термины «саморегуляция» и «самоконтроль» как синонимы слова «произвольность», предполагая следование образцам социального и одобряемого поведения. 

Произвольность –  это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность – это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением, умение слушать и слушаться.

Наиболее важным периодом развития произвольности считается дошкольный возраст. В целом, произвольное поведение начинает формироваться уже на первом году жизни. К 4 готом формируется  полноценный контроль за своими действиями. В этом развитии важную роль играют  волевые действия, которые  возникают на основе речевых сигналов (словесных указаний взрослого).

 Так сложилось, что на этапе подготовки детей к школе, и педагоги, и родители, основной упор делают на интеллектуальную и специальную готовность к школьному обучению и недостаточно уделяют внимания вопросам, связанным с волевой готовностью детей, в частности, с развитием их произвольного поведения.

Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение контроля над своим поведением.
  3. Выработка волевых качеств.

За произвольное поведение отвечают лобные доли коры головного мозга, так же как и за речь и мышление. Собственно оно начинает формироваться, когда ребенок выполняет элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а так же такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.

Чем же отличается произвольное поведение от непроизвольного?

Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Чтобы начать осознавать что и зачем он делает, ему необходимо посмотреть на себя со стороны. Чтобы это сделать, необходимо  иметь какую-то "точку опоры" за пределами конкретной ситуации. Это может быть обещание, данное кому-то раньше, или представление о том, что получится в итоге деятельности, или правило действия, с которым можно сравнить свои поступки. Осознание собственных действий и преодоление ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.

Если в дошкольный период ребёнку не были созданы условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема произвольности обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети, попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют познавательной  самостоятельности. Эти трудности снижают интерес к учёбе, возможно появление негативного восприятия школы и учителя.

Развитие произвольности может быть обусловлено следующими причинами:

  1. Психофизиологическая. 

Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.

Помогая ребёнку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, мы стимулируем развитие мозговых структур, а значит, создаём физиологические предпосылки развития воли.

  1. Социальная. 

Становление произвольности опосредуется жизненным, игровым, деятельностным опытом, т.е. воспитанием.

Можно выделить и охарактеризовать пять основных проявлений, характеризующих произвольность деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

 1. Способность действовать целенаправленно, выполнять действия в соответствии с правилами (указаниями взрослого).

2. Способность сконцентрироваться на выполнении какого-то дела и добиться результата.

 3. Способность осознавать и оценивать свои действия, поведение.

 4. Способность планировать свои действия.

5. Способность принимать и соблюдать социальные нормы поведения в деятельности.

Конечно, формируется произвольность деятельности постепенно под руководством взрослого, на основе возникновения определенных возрастных психологических предпосылок.

Как мы – родители, взрослые, можем помочь дошкольнику, оградить его от  проблем начала обучения в школе?

Главное не забывать, что ведущая деятельность  дошкольного периода – игра! Исследования ученых доказывают, что игра имеет особое значение в развитии произвольного поведения этого  возраста.

Правила поведения, которые озвучивают взрослые, часто усваиваются детьми очень плохо. Дети не применяют их в жизни. А вот правила игры дети выполняют с удовольствием, так как это является, необходимым условием интересной совместной деятельности. Постепенно правила игры легко и непринужденно появляются в их жизни и начинают успешно регулировать поведение и деятельность детей. Игра – это истинная школа общественных отношений для ребенка; в ней он обучается сотрудничеству, у него развиваются качества, которые могут помочь и педагогу и детям стать настоящими партнерами в общем деле. В процессе игры вырабатывается умение почтительно относиться к посторонним ценностям и защищать собственные.

Примеры игр.

  1. В младшем дошкольном возрасте любая игра с правилами:  сначала простые, по мере усвоения простых правил игра усложняется.
  2. Игра «Алгоритм действий» (с 4 лет)
    Ребенку даётся несколько последовательных заданий, которые надо выполнить одно за другим в заданной последовательности.
    Пример. Подойди к подоконнику, возьми куклу, отнеси её на стол, со стола возьми книгу, поставь её на полку шкафа, со шкафа возьми ручку и отнеси  на подоконник.
  3. «Графический диктант»  (6-7 лет)

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Необходимо внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя. Если ребенок отвлечется, то картинка не сложится.

  1. «Узоры» ( с 5 лет)

Взрослый перед ребенком собирает крупный рисунок из геометрических фигур, после чего просит ребенка собрать такой же рисунок рядом самостоятельно.

  1. «Шифровка»  (6-7 лет)

Детям предлагается таблица и карточки с символами. Под каждым символом закодирована буква в таблице. Нужно расшифровать все символы в карточке, выложив соответствующие буквы, и прочесть зашифрованное слово. В начале игры воспитатель предлагает детям расшифровать слова из 3 символов, потом предлагает усложнение - слова их 4 - 5 символов. После расшифровки всех слов данных карточек, дети могут самостоятельно придумать и закодировать слова к данным таблицам, а позже самостоятельно или совместно с воспитателем придумать новые таблицы с буквами и к ним карточки с символами.

  1. «Звуковые прятки» (6-7 лет)

Ведущий загадывает звук, который играющий ищет в словах, например звук «а».

А затем, бросая мяч играющему произносит разные слова (можно начать со слогов), например, «кошка», «дорога», «змея», «окно». Ребенок должен внимательно слушать слова и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает.

  1. Игра «Графические фигуры» (6-7 лет)
    Согласно заданию, дети воспроизводят по образцу на листе бумаги четыре фигуры разной сложности. Принятие и выполнение заданий рассматриваются как показатель произвольности.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Упражнения должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.

При организации  работы по развитию произвольности с детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Рекомендуется, предлагая малышу какое-либо задание, сразу ориентировать  его на выполнение с начала и до конца. Если ребёнку трудно выполнить ваши требования самостоятельно – помогите ему. Помните – детям не нужны нотации, детям нужны примеры!!

Приучите ребёнка сразу думать о результатах своей работы. Обсудите с ним, что он хочет сделать, что хочет получить в итоге. Научите самостоятельно находить свои ошибки, оценивать работу. Ориентируйте на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня.

Приучая ребёнка к самостоятельности, режиму, используйте наглядные формы контроля – знаки, рисунки. Например, уборку комнаты можно изобразить в виде комиксов, иллюстрирующих последовательность действий. Ориентируясь на рисунки, малышу будет намного проще выполнять ваши требования. Постепенно необходимость в наглядности отпадёт, внешние ориентиры превратятся во внутренние. В этой же форме можно обозначить сборы в детский сад.

Усвоение норм и правил, культивируемых в семье, умение соотнести с ними свои поступки являются первыми зачатками произвольного поведения.

Детский коллектив помогает  ребёнку правильно выражать свои эмоции. Коллективные игры помогают научиться подчиняться правилам, действовать сообща. Малыш учится терпеть, дожидаясь своей очереди в игре, учится контролировать себя, сравнивая свои действия с действиями других.

Подводя итог, хочется ещё раз сказать:

Произвольность поведения – необходимый компонент готовности к школе.

Дошкольное детство является важным временем для создания базы произвольности, окончательное подкрепление и развитие которой происходит уже в школе. Нужно понимать, что формирование волевых качеств осуществляется в разноплановой деятельности. Эта деятельность имеет разные названия – игра, общение, воспитание, обучение, она осуществляется на протяжении всего дошкольного периода как в детских учреждениях, так и дома.

        

Используемая литература.

  1. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2010.
  2. https://www.sites.google.com/site/naumovavp2014/
  3. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительна...

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Данная статья раскрывает понятия физиологической, но в большей степени психологической готовности к школе....

Пять компонентов готовности ребенка к школе.

Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников.Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не ...

Консультация "Основные компоненты физической готовности ребенка к школе"

Основные компоненты физической готовности ребенка к школе:  Двигательная подготовка;  Подготовленность руки к овладению письмом;  Выносливость и навыки саморегуляции. Таким образом, физическая гото...