Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
консультация
Формирвание произвольного поведения - необходимый компонент готовности ребенка к школьному обучению. Как помочь ребенку сформировать произвольное поведение. Игра, как основная форма деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvolnost_povedeniya_-_neobhodimyy_komponent_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 95» г. Саратова
Консультация
«Произвольность поведения –
необходимый компонент готовности ребенка к школе»
Давыдова Е.П.
2020 г.
Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте. В связи с этим важно разобрать причину подобных проблем. Одна из них - несформированное произвольное поведение дошкольника. Разберем эту тему подробнее.
В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как главная и центральная линия становления личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Необходимо отметить, что большинство западных психологов употребляют термины «саморегуляция» и «самоконтроль» как синонимы слова «произвольность», предполагая следование образцам социального и одобряемого поведения.
Произвольность – это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность – это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением, умение слушать и слушаться.
Наиболее важным периодом развития произвольности считается дошкольный возраст. В целом, произвольное поведение начинает формироваться уже на первом году жизни. К 4 готом формируется полноценный контроль за своими действиями. В этом развитии важную роль играют волевые действия, которые возникают на основе речевых сигналов (словесных указаний взрослого).
Так сложилось, что на этапе подготовки детей к школе, и педагоги, и родители, основной упор делают на интеллектуальную и специальную готовность к школьному обучению и недостаточно уделяют внимания вопросам, связанным с волевой готовностью детей, в частности, с развитием их произвольного поведения.
Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
- Обретение контроля над своим поведением.
- Выработка волевых качеств.
За произвольное поведение отвечают лобные доли коры головного мозга, так же как и за речь и мышление. Собственно оно начинает формироваться, когда ребенок выполняет элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а так же такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.
Чем же отличается произвольное поведение от непроизвольного?
Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Чтобы начать осознавать что и зачем он делает, ему необходимо посмотреть на себя со стороны. Чтобы это сделать, необходимо иметь какую-то "точку опоры" за пределами конкретной ситуации. Это может быть обещание, данное кому-то раньше, или представление о том, что получится в итоге деятельности, или правило действия, с которым можно сравнить свои поступки. Осознание собственных действий и преодоление ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.
Если в дошкольный период ребёнку не были созданы условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема произвольности обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети, попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют познавательной самостоятельности. Эти трудности снижают интерес к учёбе, возможно появление негативного восприятия школы и учителя.
Развитие произвольности может быть обусловлено следующими причинами:
- Психофизиологическая.
Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.
Помогая ребёнку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, мы стимулируем развитие мозговых структур, а значит, создаём физиологические предпосылки развития воли.
- Социальная.
Становление произвольности опосредуется жизненным, игровым, деятельностным опытом, т.е. воспитанием.
Можно выделить и охарактеризовать пять основных проявлений, характеризующих произвольность деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Способность действовать целенаправленно, выполнять действия в соответствии с правилами (указаниями взрослого).
2. Способность сконцентрироваться на выполнении какого-то дела и добиться результата.
3. Способность осознавать и оценивать свои действия, поведение.
4. Способность планировать свои действия.
5. Способность принимать и соблюдать социальные нормы поведения в деятельности.
Конечно, формируется произвольность деятельности постепенно под руководством взрослого, на основе возникновения определенных возрастных психологических предпосылок.
Как мы – родители, взрослые, можем помочь дошкольнику, оградить его от проблем начала обучения в школе?
Главное не забывать, что ведущая деятельность дошкольного периода – игра! Исследования ученых доказывают, что игра имеет особое значение в развитии произвольного поведения этого возраста.
Правила поведения, которые озвучивают взрослые, часто усваиваются детьми очень плохо. Дети не применяют их в жизни. А вот правила игры дети выполняют с удовольствием, так как это является, необходимым условием интересной совместной деятельности. Постепенно правила игры легко и непринужденно появляются в их жизни и начинают успешно регулировать поведение и деятельность детей. Игра – это истинная школа общественных отношений для ребенка; в ней он обучается сотрудничеству, у него развиваются качества, которые могут помочь и педагогу и детям стать настоящими партнерами в общем деле. В процессе игры вырабатывается умение почтительно относиться к посторонним ценностям и защищать собственные.
Примеры игр.
- В младшем дошкольном возрасте любая игра с правилами: сначала простые, по мере усвоения простых правил игра усложняется.
- Игра «Алгоритм действий» (с 4 лет)
Ребенку даётся несколько последовательных заданий, которые надо выполнить одно за другим в заданной последовательности.
Пример. Подойди к подоконнику, возьми куклу, отнеси её на стол, со стола возьми книгу, поставь её на полку шкафа, со шкафа возьми ручку и отнеси на подоконник. - «Графический диктант» (6-7 лет)
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Необходимо внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя. Если ребенок отвлечется, то картинка не сложится.
- «Узоры» ( с 5 лет)
Взрослый перед ребенком собирает крупный рисунок из геометрических фигур, после чего просит ребенка собрать такой же рисунок рядом самостоятельно.
- «Шифровка» (6-7 лет)
Детям предлагается таблица и карточки с символами. Под каждым символом закодирована буква в таблице. Нужно расшифровать все символы в карточке, выложив соответствующие буквы, и прочесть зашифрованное слово. В начале игры воспитатель предлагает детям расшифровать слова из 3 символов, потом предлагает усложнение - слова их 4 - 5 символов. После расшифровки всех слов данных карточек, дети могут самостоятельно придумать и закодировать слова к данным таблицам, а позже самостоятельно или совместно с воспитателем придумать новые таблицы с буквами и к ним карточки с символами.
- «Звуковые прятки» (6-7 лет)
Ведущий загадывает звук, который играющий ищет в словах, например звук «а».
А затем, бросая мяч играющему произносит разные слова (можно начать со слогов), например, «кошка», «дорога», «змея», «окно». Ребенок должен внимательно слушать слова и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает.
- Игра «Графические фигуры» (6-7 лет)
Согласно заданию, дети воспроизводят по образцу на листе бумаги четыре фигуры разной сложности. Принятие и выполнение заданий рассматриваются как показатель произвольности.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Упражнения должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.
При организации работы по развитию произвольности с детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Рекомендуется, предлагая малышу какое-либо задание, сразу ориентировать его на выполнение с начала и до конца. Если ребёнку трудно выполнить ваши требования самостоятельно – помогите ему. Помните – детям не нужны нотации, детям нужны примеры!!
Приучите ребёнка сразу думать о результатах своей работы. Обсудите с ним, что он хочет сделать, что хочет получить в итоге. Научите самостоятельно находить свои ошибки, оценивать работу. Ориентируйте на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня.
Приучая ребёнка к самостоятельности, режиму, используйте наглядные формы контроля – знаки, рисунки. Например, уборку комнаты можно изобразить в виде комиксов, иллюстрирующих последовательность действий. Ориентируясь на рисунки, малышу будет намного проще выполнять ваши требования. Постепенно необходимость в наглядности отпадёт, внешние ориентиры превратятся во внутренние. В этой же форме можно обозначить сборы в детский сад.
Усвоение норм и правил, культивируемых в семье, умение соотнести с ними свои поступки являются первыми зачатками произвольного поведения.
Детский коллектив помогает ребёнку правильно выражать свои эмоции. Коллективные игры помогают научиться подчиняться правилам, действовать сообща. Малыш учится терпеть, дожидаясь своей очереди в игре, учится контролировать себя, сравнивая свои действия с действиями других.
Подводя итог, хочется ещё раз сказать:
Произвольность поведения – необходимый компонент готовности к школе.
Дошкольное детство является важным временем для создания базы произвольности, окончательное подкрепление и развитие которой происходит уже в школе. Нужно понимать, что формирование волевых качеств осуществляется в разноплановой деятельности. Эта деятельность имеет разные названия – игра, общение, воспитание, обучение, она осуществляется на протяжении всего дошкольного периода как в детских учреждениях, так и дома.
Используемая литература.
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2010.
- https://www.sites.google.com/site/naumovavp2014/
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительна...
Основные компоненты готовности ребенка к школе
Данная статья раскрывает понятия физиологической, но в большей степени психологической готовности к школе....
Пять компонентов готовности ребенка к школе.
Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников.Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не ...
Дистанционное родительское собрание «Произвольное поведение – необходимый компонент готовности ребёнка к обучению в школе»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25055590","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация "Основные компоненты физической готовности ребенка к школе"
Основные компоненты физической готовности ребенка к школе: Двигательная подготовка; Подготовленность руки к овладению письмом; Выносливость и навыки саморегуляции. Таким образом, физическая гото...