Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»
консультация (подготовительная группа)

Волошина Наталья Владимировна

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях
учитель-логопед
Наталья Владимировна Волошина

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

В качестве главного занятия  для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает мне в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности,  воля, характер. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.  Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель-логопед объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий. У меня подобраны и активно используются на занятиях учебные игры по следующим категориям:

-Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи;

-Игры для развития лексико – грамматических представлений (обогащение словаря);

-Игры для развития связной речи.

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются также сказка, путешествие, соревнование, фантазирование, создание нестандартных ситуаций. Следующим важным средством активизации являются методы и приемы обучения. В ходе занятия использую различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям детей, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

- Метод проблемного обучения. 

На занятиях создаются проблемные ситуации, т.е. ставится перед ребенком проблема - это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов), также проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Использование такого метода направляет деятельность ребенка на максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию.

- Метод дискуссий. 

Добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать и отстаивать своё мнение и внимательно слушать мнение других; задавать вопросы друг другу и учителю.

- Метод проблемного изложения.

При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои варианты решения данной проблемы.  Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

- Метод самостоятельной работы.

Дается задание, например, самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумай предложение с определенным количеством слов. Потом предлагается оценить выполненную работу (самопроверка).

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. 

Ребенок самостоятельно выбирает разноуровневые задания (зависит от индивидуальных особенностей) . Это могут быть карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, сюжетные картинки, логопедическое лото и т.д. Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности детей. Например:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
 Данный прием можно использовать  в конце изучения темы – для закрепления,  подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

4. Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания, памяти; переключения эмоционального состояния детей  в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

5. Использование  здоровьесберегающих  технологий на логопедических занятиях также способствует развитию познавательной активности детей. В своей работе я использую разнообразные  приемы, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей  детей,  при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.  Это:

- артикуляционная гимнастика;

совокупность специальных упражнений, направленных на: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; развитие речевого дыхания у детей. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».

- физкультурные минутки;

основные задачи физкультминутки –  снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

-использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Двигательные упражнения развивают тонкую моторику, межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

 • Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки, затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно.

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

 • Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Использование презентаций – офтальмотренажеров, отдельной презентации и фрагментов презентаций по ходу логопедических занятий.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более эффективной и продуктивной. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным, органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.  

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

7. Использование картинного материала  для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания, памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

8. Работа с мнемотаблицами. 

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – и означает  обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2)  рефлексия содержания учебного материла (ее можно использовать, чтобы выяснить, как дети осознали содержание пройденного  материала)

3) рефлексия деятельности (ребенок должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У детей две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – детям предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению. Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

10. Метод биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.  Подбирается движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания. Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты коррекционно-развивающей деятельности у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается ка...

Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)

Поиск эффективных средств развития познавательной активности детей представляет собой актуальную проблему, требующую теоритического и практического решения. Познавательный интерес - ведущий мотив обра...

Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Консультация для педагогов: «Различные приемы активизации познавательной деятельности на прогулке»

Консультация для педагогов: «Различные приемы активизации познавательной деятельности на прогулке»     17.07.2019 для педагогов МБДОУ №78 "Ивушка" была проведена к...

Консультация на тему: «Методы и приемы обучения конструктивной деятельности»

Конструирование относится к  продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определеного продукта....