Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)
консультация на тему
Поиск эффективных средств развития познавательной активности детей представляет собой актуальную проблему, требующую теоритического и практического решения. Познавательный интерес - ведущий мотив образовательной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_aktivizatsii_myshleniya_doshkolnikov.docx | 24.87 КБ |
metody_i_priemy_aktivizatsii_vo_vremya_nod.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида
Приемы активизации мышления дошкольников
(консультация для воспитателей)
г. Владикавказ
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе и мышления. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Таким образом, ведущим является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову. Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей.
Главной задачей любого вида ООД является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.
Активизируя мыслительную деятельность старших дошкольников, необходимо уделять особое внимание воспитательному воздействию, как со стороны педагогов, так и родителей. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является развитие способностей ребёнка, а не передача ему знаний, умений, навыков.
Активизация мышления детей в процессе ООД достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:
- наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;
- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
- умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
- умение выдвигать новую познавательную задачу;
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности .
Анализ вопросов детей показывает, что потребность в новых знаниях, ярко выраженная у дошкольников, выступает не как потребность в абсолютно новых знаниях (о чем ребенок не имеет никакого представления), а, как правило, в знаниях, в какой-то мере известных, но вместе с тем и новых. Там, где все ясно, там уже не над чем думать; там, где все полностью неясно, думать очень трудно, фактически невозможно.
Мышление является очень важным процессом, поэтому существует целый ряд способов для его активизации, и тем самым ускорения получения результатов.
Существуют следующие способы активизации мышления.
- Задавание "бессмысленных" вопросов, например: "Как будет звучать хлопок одной ладони?"
2. Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: "До каких пор заяц бежит в лес?"; "Какая женщина не смотрится в зеркало?"; "Каких камней нет на дне моря?"
3. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение дошкольников к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность детей на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
4. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
5. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
6. Методика мозгового штурма широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.
- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
7. Ситуации занимательности:
- Опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух)
- Занимательные аналогии
- Познавательные игры (игры-головоломки и т.д.)
- Соревнование (интеллектуальная эстафета и т.п.)
- Логические задачи
Иначе говоря, для активизации мышления дошкольников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Чтобы поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого — он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания (конечно, в доступных ему пределах). Усвоение детьми подобных знаний, обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной поисковой деятельности дети сами ищут ответа на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых неожиданных знаний.
Таким образом, такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях: они в полной мере испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок и горечь сомнений.
Список использованной литературы.
1. Подьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников / Н.Н.Подьяков, А.Ф.Говоркова. – М.: Педагогика,1985. – 200с.
2. Смирнова, О.Е. Игры, развивающие познавательные способности детей / О.Е. Смирнова // Дошкольное воспитание – 2009. – №2. – С. 22.
3. Тихомирова, Л.Ф.,Развитие логического мышления детей / Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 192с.
4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. – М.: Просвещение, 1996. – 336 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как: интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Успех обучения обусловлен наличием интереса к деятельности . Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности. Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний , умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Цель ее активизации: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Экстенсивный путь Интенсивный путь Реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям Основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию, которое активно развивается в нескольких направлениях. Формирование и совершенствование сенсорных процессов Формирование и совершенствование перцептивных действий Представления о разновидностях свойств предметов, об основных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) Использование эталонов при анализе свойств реальных предметов
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если имеются сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности - мотивационный. Мотивация (от лат. «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.
Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами: • непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях; • перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и изучаемого предмета в частности4 • интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
Образовательные технологии для активизации познавательной деятельности: Технология проблемного обучения Технология дифференцированного подхода Технология проектного обучения Игровая технология Информационно-коммуникативная технология Методы и приемы работы, способствующие активизации познавательной деятельности: Игра, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, прослушивание в записи образцов художественного чтения, просмотр видеофрагментов, использование ИКТ, тесты , КИМы , КВН и т.д .
П ознавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). К возможным средствам развития познавательной активности можно отнести: эксперимент, решение проблемных ситуаций, поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было) презентация, выставка и др.
В первых двух (эксперимент, решение проблемных ситуаций) ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него проходит формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции , которая необходима при обучении в школе.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности детей во время непосредственной образовательной деятельности по английскому языку.
С темой "Развитие творческой активности детей во время непосредственной образовательной деятельности по английскому языку" я выступала на методическом объединении педагогов дополнит...
Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.Продумывая организацию работы с д...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
laquo;РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»...
Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...
Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»
Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях...
Консультация для педагогов "Методы и приемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....