« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»
консультация (подготовительная группа) на тему
Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.
В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.
Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- методы организации учебно-познавательной деятельности.
- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Во время проведения занятий мы используем все вышеперечисленные методы и приемы при работе с детьми с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
тема: « Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»
Учитель-дефектолог
Шишкова С.П.
2011 уч. год.
Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.
В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.
Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- методы организации учебно-познавательной деятельности.
- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Во время проведения занятий мы используем все вышеперечисленные методы и приемы при работе с детьми с ЗПР.
Слайд №2 (условия).
Для успешного развития у детей познавательной активности и мыслительной деятельности у детей ЗПР необходимо создать специальные условия.
Это ………
К рассмотрению условий мы вернемся позже, а сейчас рассмотрим второе условие.
Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Как отмечает С. Г. Шевченко, на развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР отрицательно влияет ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточная регуляция произвольной деятельности и проведения, низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.
Слайд №3 (компоненты).
По мнению А. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента проявляется в крайне низкой познавательной активности.
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия.
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
Необходимо отметить, что у детей с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимая для успешного решения поставленной перед ними задачи.
Значительное отставание всех форм мышления, говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, с целью формирования у детей мыслительных операций, развития навыков мыслительной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Как способствовать преодолению нарушения по всей структуре мыслительной деятельности?
Слайд №4 (мотивация).
- начнем с того, что формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности, поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей старших дошкольников с ЗПР.
Так, в начале занятия, чтобы вызвать желание заниматься использую близкую и понятную для ребенка мотивацию через:
- проблемную ситуацию.
Например, « Ребята, к меня в руках книга, называется она « Птицы и животные весной», но вот беда – листочки в книге пустые. А вы хотите запомнить эту книгу рисунками и рассказами? Наше занятие поможет вам в этом.
Предлагаю детям задание « Сложи разрезанную картинку и догадайся, о чем мы будем говорить сегодня на занятии».
Или « Отгадайте загадки, они вам подскажут тему сегодняшнего занятия»
« чудесный мешочек», « приход сказочных персонажей» и т.д.
Мотивация может быть разной:
- игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы.
- мотивация общения – в условиях помощи взрослому.
- мотив личной заинтересованности.
- познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.
4а-фото работа с тестом, соединяем все компоненты (соль, мука, вода) все перемешиваем.
4б- закрепляем свойства теста, на что похоже чем отличается.
4в-пробуем лепить шарики, лепешки, жгутики
4г- теперь мы знаем откуда хлеб пришел
4д- вот сколько налепили хлебобулочных изделий
Слайд №5 (деятельность)
2. Работая с детьми с ЗПР, я убедилась, что наши дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов. Характерными признаками ребенка, медленно включающегося, долго думающего, со слабой памятью, является его неумение сосредотачиваться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо делать и как делать. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали он пропускает. Это значит, что ребенок не внимателен и это влечет за собой цепочку неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности развития. Для этого я использую специальные приемы.
На этапе регуляционного компонента – вербализация задания (цель, содержание, прав…) « Расскажи, что ты будешь делать?»
Программирование предстоящей деятельности: « Расскажи, как ты будешь делать? Что сначала, что потом, что в конце?»
При необходимости уточнения и правильного речевого оформления деятельности привлекаю других детей:
« Кто лучше объяснит Максиму задание?» или « Кто скажет понятно для всех, тот получит фишку»
Эти вопросы-задания помогают повысить уровень выполнения и осознания учебных действий. В конце концов каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя (в плане внутренней)
Работа с детьми по формированию действий самоконтроля в задании продолжается до тех пор, пока они не станут привычными, т.е. пока дети
не научаться не только правильно их запоминать, понимать, спрашивать о непонятном («Задай вопрос»), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия. И здесь использую приемы, побуждающие детей к самоконтролю:
Например, « Расскажите Незнайке, как мы выполнили задание»
Задание « Помощники»- дети проверяют выполненные задания друг у друга.
« Проверь и скажи о найденных ошибках тихо на ухо, чтобы не мешать друг другу»
«Самопроверка» - использование сличения с образцом.
5а- фото электронная игра помогает закреплять умение задавать вопросы
5б- фото задание с прищепками
5в- дети сличают свою работу с образцом- самопроверка; находят ошибки и исправляют их
Слайд №6 (мыслительные операции)
3. В процессе работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим не только расширяется кругозор, но и развиваются мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Детей учим выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, производить анализ и синтез, устанавливать простейшие взаимосвязи. Для формирования понятий использую такие логические приемы как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение. Активизирую мыслительную деятельность через упражнения, задания, игры: « Назови части, которые составляют целое» ( У стула есть - спинка, сиденье, ножки) – анализ.
« Части-целого» (Перья, клюв, крылья, хвост – это птица) – синтез.
« Назови одним словом» - обобщение. (Куртка, пальто, брюки – это одежда)
« Я начну, а ты продолжи» - конкретизация ( мебель- это…)
« Разложи на кучки» - классификация по сено..ному, родовому, видовому признаку.
« Чем похожи, чем отличаются» -сравнение. ( Н: автобус – трамвай; люди – звери)
6а- фото сложи картинку и назови что есть у воробья- это анализ
6б- электронная игра- всегда вызывает большое желание поиграть здесь мы найдем много заданий на разные мыслительные операции
Слайд №7 (виды помощи)
4. Динамические особенности проявляются в различных индивидуальных качествах у детей с ЗПР, поэтому эффективность коррекционной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ребенку, с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психологической деятельности.
Важным принципом дифференцированного подхода является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые ребенку должны соответствовать его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у детей может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительные отношения к знаниям.
На начальных этапах обучения даю задания более простые, что способствует повышению эмоционального тонуса детей:
- создаю ситуацию успеха, которая формирует чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.
Дифференцированно, с учетом способностей использую при выполнении задания различные виды помощи:
а) так детям: Арсению, Юле А. оказываю стимулирующую помощь « ты знаешь, подумай и ответь, вспомни».
б) дети Данила О. Юля, Кирилл, Данил К. выполняют задания с направляющей помощью « Что надо сделать? Как? Что сначала, потом… используются словесные указания»
в) детям Кириллу Х., Олегу В., Данилу Рах., Диме необходима обучающая помощь.
« Повтори за мной», «Сделай как я» и т.д.
Сначала дети выполняют какую-то операцию по образцу, а потом - по объяснению с подсказкой.
7а- фото один ребенок выполняет задание из двух картинок, а другой справляется с более сложным заданием
7б- дети с более высоким уровнем развития выполняют задание первыми
7в- а потом выполняют вместе
Слайд №8 (использование материалов)
Дифференцировать при коррекционной работе необходимо и использование материалов (оборудование)
У детей с ЗПР процесс обучения и развития носит максимально-действенный и наглядный характер. Только в этом случае знания будут прочными и доступной для данной категории детей. Но продолжительность периода использования наглядности в коррекционном процессе для каждого индивидуальна. Поэтому на занятиях с детьми использую дид. игры:
1) с предметами (овощи, фрукты, игрушки…)
цель – практическая деятельность с предметами.
2) настольно-печатные игры («лото», «4-й лишний», «кто где живет», «где мы растем»...)
цель – манипулирование образами.
3) игры, задания с использованием моделей, схем.
цель- овладение действиями замещения образца на схему, моделирование.
4) словесные игры (загадки, логические задачи и многие др. задания выполняемые без опоры на наглядность)
цель- овладение умением выполнять задания на вербальном уровне.
8а- игры с предметами
8б- игры с картинным материалом
8в,8г,8д- загадай – отгадай загадку с использованием схем, моделей
Потребность в наглядной опоре отпадает сама собой, когда знания детей становятся прочными.
Слайд №9 (исследовательские методы)
Необходимо отметить об активизации мыслительной деятельности на занятиях через элементарные опыты. Опыты показываю с целью наблюдения явлений в искусственно создаваемых условиях, детям лучше делать простейшие умозаключения, выводы, дает возможность лучше усвоить материал.
9а- знакомство со свойствами снега и льда, детям нравиться эксперементировать
9б- сравниваем снег и лед
9в- на что похоже
9г- у кого снег в кулачке быстрее растает
9д- большой интерес у детей вызывает поиск ответа что тонет, что умеет плавать
9е- вопрос что тяжелее, что легче
9ж, 9з- а резиновый мяч умеет плавать? Почему?
9и, к - на прогулке тоже есть за чем понаблюдать. Где теплее под снегом или на поверхности? На какой стороне сосульки длиннее? Почему?
Слайд №10 колаж
В заключении хочется сказать, что все выше перечисленные методы и приемы используемые в работе с детьми являются оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с ЗПР.
От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика умственного развития ребенка.
У большинства детей нашей группы появились значительные успехи в развитии мотивационного компонента. У них сформировалось желание заниматься.
Дети научились самостоятельно или с небольшой помощью вербализировать общую цель задания, правила, планировать свою деятельность. Но некоторые ребята из-за своих из-за своих особенностей в развитии так и не научились принимать учебную задачу, обдумывать свои действия и оречествлять их.
В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР гораздо легче корректировать недостатки в знаниях в форме общих представлений и элементарных интеллектуальных умений, их труднее учить программированию предстоящей мыслительной деятельности, пооперационному контролю, сличению общего результата деятельности с целью и программой, орегествлять свои действия. Детям по прежнему с трудом удается перенос сформированных навыков и умений в новые условия. Поэтому все эти задачи мы продолжаем решать.
Слайд №11 ( спасибо за внимание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".
Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста
об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...
Семинар-практикум «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
laquo;Методы и приемыстимулирования речевой деятельностиу детей дошкольного возраста»...
Доклад на тему: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
Семинар для педагогов...
Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»
Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях...