Воспитание сказкой, детей дошкольного возраста, по технологии развивающих игр В.В.Воскобовича.
статья (старшая группа)
Сказки для детей это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей, это мягкеое, но в тоже самое время мощное средство воспитания......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fesenko_n.yu_._andreeva_o.n._vospitanie_skazkoy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание сказкой, детей дошкольного возраста, по технологии развивающих игр В.В.Воскобовича.
Воспитатели:
Фесенко Н.Ю.
Андреева О.Н.
Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм и традиций своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом. Современному воспитателю сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей. В сюжеты методических сказок, воспитатель, незаметно для детей дает задания, упражнения и вопросы. Ребенок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания, отвечает на вопросы. Такая форма взаимодействия взрослого и детей, через реализацию определенного сюжета – игра плюс сказка, существует у автора технологии «Сказочные лабиринты игр» В.В.Воскобовича.
Автор технологии В.В. Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. Каждую развивающую игру сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить буквы, формы и цифры. В сюжете ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Ценность игр В.В.Воскобовича, состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. В основу этих игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес. Например, используется такая развивающая игра «Геоконт» — её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Она представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Так при ознакомлении детей с художественной литературой или закреплением пройденного материала с помощью этой игры дети выкладывают силуэты персонажей произведения.
Можно использовать развивающую среду «Фиолетовый лес» и героев. С их помощью снимают проблемы мотивационного плана. Позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных учебной программой дошкольного образования. Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Малыш сопереживает героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия. Постепенно сказочные образы стали пополняться атрибутами (следы Незримки Всюся, автомобили для жителей Фиолетового леса и др.). С помощью сказочного пространства, необычных персонажей, живущих в этом лесу, и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. У дошкольников эффективно развиваются психические процессы внимания, памяти, мышления, воображения, активизируется речь, происходит раннее творческое развитие.
Развивающая игра «Игровизор» также используется при ознакомлении с произведениями, служит закреплением пройденного материала. Этот тренажер представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.
«Игровой Квадрат» В.В. Воскобовича легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях, по принципу «оригами», для получения объемных и плоскостных фигур. С его помощью можно собирать различные образы, героев сказок, рассказов, тем самым расширяя возможности при формировании интереса к художественной литературе.
«Чудо-Крестики 2» — из них получаются сказочные персонажи детей более старшего возраста: Василиса, Кощей, Змей Горыныч, Иван-царевич и др., древнерусская архитектура: терема, избушки, дворцы. Сказочные образы персонажей не только легко выкладываются по образцу: гениально придуманное сочетание форм дает возможность самим детям создавать персонажей. Например, «Град на острове стоит, с теремами и церквами…» (А.С. Пушкина) с удовольствием создается детьми именно из этих «Крестиков». А сколько башенок «прячется» в этих Крестиках, сколько пышных платьев цариц и красавиц!
Таким образом, используя игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, можно добиться положительного результата при формировании интереса к художественной литературе.
Структура занятия с использованием игр В.В.Воскобовича.
В вводной части дается установка, обеспечивается мотивация. Правильная мотивация – залог успешной познавательной деятельности детей. Это может быть появление сказочного персонажа «Фиолетового леса», нахождение письма, сундука или загадочного предмета. В основной части решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи в различных игровых ситуациях. Каждое занятие – это придуманная педагогом сказка, в ходе которой дети действуют согласно заданному сюжету. В процессе проведения основной части педагогу важно учитывать следующее: оптимальное сочетание разных видов деятельности, в том числе и двигательной; использование на занятии разных видов игр, поддержку детской инициативы за счет предоставления самостоятельного выбора средств (игры, схемы) и партнеров для выполнения поставленной задачи. В заключительной части педагог подводит итоги и нацеливает детей на продолжение деятельности: например, дети могут что-нибудь нарисовать, сочинить продолжение сказки и т.д.
Во всех игровых комплектах, реализована также задача речевого развития, поскольку все игры подразумевают речевые действия, обращение к сказочным сюжетам. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. С позиции подготовки к обучению грамоте можно выделить игры и пособия, входящие в состав комплекта «Чтение через игру», пособие «Набор букв и знаков Ларчик», «Лабиринты букв. Гласные», «Лабиринты букв. Согласные» и т.д.
На протяжении всех занятий дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь. Мы даем характеристики героям, учим распознавать их качества: Жалость – это сострадание. Когда в нас есть жалость, мы можем переживать, сострадать, нам хочется утешить. Когда нет жалости – становятся безжалостными, жестокими.
Более, чем десятилетний опыт работы по этим играм, а также играм других авторов позволяет сделать интересный вывод: игры В.В. Воскобовича эмоционально-благоприятны для ребенка, не вызывают соперничества и располагают к межличностному общению. Совместное путешествие по миру игр и сказок, придумывание новых сюжетов и героев сблизит с ребенком и подарит ценные минуты счастливого времяпрепровождения.
Литература:
1.Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко
2.Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников
3.Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича...(методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр. ...
«Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ»
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий реб...
Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)
Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В.Воскобовича
Презентация к занятию...
Мастер – класс на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В. В. Воскобовича при организации работы с детьми....
Воспитание сказкой, детей дошкольного возраста, по технологии развивающих игр В.В.Воскобовича.
Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство перед...