Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"
учебно-методический материал
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу.
Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школьному обучению»
Цели собрания
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
Ход мероприятия:
Психолог: здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в то же время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»
Упражнение «Знакомство»
Описание: родители, перекидывая мяч друг другу, называют своё имя и одну черту характера ребенка, которая послужит формированию психологической готовности к школе.
Родителям предлагается обсудить фразу Л. А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(ответы родителей)
Что вы, как родители понимаете под словами «Готовность ребенка к школе»?
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но очень важно для успешности ребенка чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы условиях обучения в группе сверстников.
Какие компоненты можно выделить готовности к школе? (ответы родителей)
Психолог обобщает ответы родителей, выкладывая на доске цветок, на лепестках которого написаны компоненты психологической готовности.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе , вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
- Физическая готовность
- физиологическая зрелость
- физическая подготовка
- хорошее здоровье
- координация движений
- готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка, учитывать его группу здоровья, чтобы правильно рассчитать нагрузку на будущего первоклассника (дорога до дома, дополнительные кружки).
- Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться.
Это условие является одним из самых важных и значимых. Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.
Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо :
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах, организовать знакомство со школой (экскурсия).
3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д., использовать загадки на школьную тему.
- Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие. которая предполагает обоснованное желание идти в школу.
Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности
- Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
- Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
- Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
- Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
- Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым
- Эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).
К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.
Умение регулировать свое поведение и эмоции.
У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.
Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.
Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.
Рекомендации по формированию волевых качеств дошкольника:
- Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца.
- Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность).
- Учите ребенка самостоятельно принимать решения.
- Играйте с ребенком в игры по правилам, игры, в которых есть правила, и ребенок должен подчинить им свое поведение.
- Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.
- Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
- Обязательно хвалите ребенка за его успехи, старание, самостоятельность.
- Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
- Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.
И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю Вам игровое упражнение «Закончите предложение». Психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…» Поймавший мяч формулирует свой вариант ответа.
А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент.
Я желаю Вам удачи в этом непростом, но очень увлекательном деле!
Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Готовность ребенка к школьному обучению"
Данный материал предназначен для воспитателей, для проведения родительского собрания. В данном материале собрана необходимая информация о том, что же должен знать и уметь ребенок 6-7 лет и как же опре...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
План родительского собрания в подготовительной к школе группе....
Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школьному обучению; осознать собственное отношение к поступлению ребен...
Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)....