Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_2.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
План
- Вступительное слово.
- Упражнение «Продолжите фразу»
- Готовность к школьному обучению:
- Физическая
- Педагогическая
- Психологическая:
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
- Интеллектуальная
4. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А.Е. Хасанова)
5.Заключение. Обратная связь.
Ход собрания
1.Вступительное слово
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»
2. Упражнение «Продолжите фразу»
- Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.
Родителям предлагается обсудить фразу Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.
3. Готовность к школьному обучению
Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.
Физическая готовность
- физиологическая зрелость
- физическая подготовка
- хорошее здоровье
- координация движений
- готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.
Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.
Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).
- Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться.
Это условие является одним из самых важных и значимых.
Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.
Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
- Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
- Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
- Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.
- Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.
- Эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).
К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.
Умение регулировать свое поведение и эмоции.
У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.
Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.
Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.
Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.
- Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.
В начале учебного года проводится диагностика готовности детей к школьному обучению.
4.Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А.Е. Хасанова)
Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).
Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
Вопросы:
- Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
- Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
- Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
- Вы думаете, он сможет быть успешным?
- Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
- Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
- Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
- Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
- Без вас ребенок плачет, угнетен?
- По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
- Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
- Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
- Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
- Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
- Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.
10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.
5.Заключение. Обратная связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
План родительского собрания в подготовительной к школе группе....
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Родительское собрание педагога-психолога в подготовительной группе...
Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо нач...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"
В данной методической разработке достаточно полно раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», даны рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению. Данный ...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность к школьному обучению»
Познакомить родителей с понятием «готовность к школе»...
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Психологическая готовность ребёнка школьному обучению...