Мария Монтессори, ее педагогическая деятельность в сенсорном развитии детей
презентация к уроку (младшая группа)
Мария Монтессори итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому»
В сообщении представлен материал по сенсорному развитию детей и как можно организовывать сенсорную зону не только в детском саду, но и на улице и в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мари́я Монтессо́ри (31 .08. 1870 - 06.05.1952 ) итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. «Помоги мне сделать это самому»
Мария Монтессори одна из первых ученых, которая заговорила о необходимости сенсорного развития ребенка и начала разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.
Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка. Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Зона сенсорного развития в среде Монтессори Эта зона создана для того, чтобы развивать восприятие мира малышом через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Сенсорное развитие в Монтессори : ЗРЕНИЕ
Сенсорное развитие в Монтессори : СЛУХ
Сенсорное развитие в Монтессори : ОБОНЯНИЕ
Сенсорное развитие в Монтессори : ВКУС
Сенсорное развитие в Монтессори : ОСЯЗАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Мария Монтессори, ее педагогическая деятельность в сенсорном развитии детей
2 слайд. Мария Монтессори итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.
3 слайд. Мария Монтессори одна из первых ученых, которая заговорила о необходимости сенсорного развития ребенка и начала разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.
4 слайд. Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сензитивный период сенсорного развития малышей с 2,5 до 6 лет.
Внимание ребенка до 6 лет – непроизвольное, он не может по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут и постепенно увеличивается со временем.
Для чего еще полезны упражнения из зоны сенсорики – чтобы гармонизировать и «подтянуть» работу органов чувств.
Во всех материалах сенсорной зоны изолирован один признак, с которым будет работать ребенок (например, все одного цвета, но отличается по размеру, или в одинаковых коробочках что-то разного вкуса/запаха).
5 слайд. Зона сенсорного развития в среде Монтессори
Эта зона создана для того, чтобы развивать восприятие мира малышом через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Давайте рассмотрим, какие материалы есть в зоне сенсорного развития в среде Монтессори, и что можно взять себе на вооружение.
6 слайд. Сенсорное развитие в монтессори: ЗРЕНИЕ
В этой зоне находятся матеоиалы, которые работают на утончение зрения ребенка. Это предметы, которые могут помочь изучить такие понятия как большой/маленький, толстый/тонкий, высокий/низкий и т.п., и конечно же цвет.
Это цветовые дощечки, штанги, коричневая лестница, розовая башня.
В повседневной же жизни можете использовать все, что есть под рукой.
Например, при приготовлении супа, показывайте большую/маленькую картошку, длинную/короткую или тонкую/толстую морковку. Апельсин/яблоко/мандарин – круглые, морковка/кабачок/огурец (если обрезать с двух сторон) – цилиндр, киви/яйца – овальной формы и т.п.
С цветами тоже можно очень много разного придумать – собирать все фрукты/овощи одного цвета (морковка/апельсин/мандарин/ или лимон/желток/кукуруза яблоко или огурец/ горошек/ брокколи/ яблоко/ петрушка).
Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно. Вешать прищепки одного цвета на такой же кусок картона. Сложность занятий будет зависеть от возраста ребенка.
7 слайд. Сенсорное развитие в монтессори: СЛУХ
Слух в материалах монтессори развивают звуковые цилиндры (шумовые коробочки), звуковые кубики, звоночки.
Подумайте, что именно можете организовать вы. Если есть возможность – купите пары одинаковых колокольчиков одной тональности (чтобы они выглядели одинаково, но звучали по-разному). А можно соорудить из подручных средств.
Например, маленькие бутылочки из-под воды выкрасьте в одинаковый непрозрачный цвет и попарно насыпьте туда одинаковое количество фасоли, гороха, риса, бусин, бисера и т.п. Предлагайте ребенку найти пару. Хорошо такое упражнение делать с закрытыми глазами, чтобы оставить «рабочим» только слух. На кухне можно давать несколько разных кастрюль/мисок и ложку – пусть малыш извлекает звуки (конечно, мама при этом должна быть в ресурсе, чтобы иметь возможность спокойно выдержать эту тарабарщину).
Когда гуляете с детьми на улице – играйте в игру «что я слышу?» (пение птиц, проезжающие машины/мопед/мотороллер, гул самолета/поезда/метро, моторных лодок возле воды, детский смех/плач/крик, разговоры людей, музыку, лай собак/мяуканье котов/воркование голубей, шуршание листвы под ногами, звуки льющейся воды при поливе клумб и т.п.).
8 слайд. Сенсорное развитие в монтессори: ОБОНЯНИЕ
Для развития обоняния используются коробочки с запахом. Вы можете разложить ватки, сбрызнутые разными духами или вымоченные в разных специях, либо насыпать специи (ванилин, корица, мускат) в баночки с дырочками (например: непрозрачные одинаковые солонки или пластиковые коробочки от киндер яиц).
Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах – лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т.п., а затем и тонкие ароматы. Нюхайте свежевыстиранное белье, еду, цветы, деревья (кору), прелую листву осенью на улице.
9 слайд. Сенсорное развитие в монтессори: ВКУС
Для развития вкусовых рецепторов используют вкусовые капли или продукты в коробочках.
Например. Приготовьте в одинаковых маленьких посудинках (например, рюмочки) попарно: сок лимона/яблока/апельсина, сироп вода+сахар, соленую воду, заваренные травы (ромашка, мята, мелисса и т.п.) – пусть малыш пробует и подбирает пару.
Или подготовьте одинаковые кусочки разных продуктов, поочередно кладите в рот ребенку и пусть угадывает, что он ест. Конечно, продукты должны быть знакомыми ребенку, а если вы предлагаете что-то новое, то оно должно быть одно, чтобы малыш запомнил новое название. Можно устраивать дни «дегустатора». Например, сегодня дегустируем и называем исключительно фрукты, завтра ягоды, послезавтра овощи и т.п. Или сегодня только красные фрукты, завтра зеленые овощи и т.п.
10 слайд. Сенсорное развитие в монтессори: ОСЯЗАНИЕ
На осязание, я уверена, ваша фантазия подкинет множество вариантов. Можно просто трогать разные предметы, можно различать их по температуре, фактуре, весу и т.п. В зоне сенсорного развития в среде Монтессори встречаются такие работы как термобаночки, термопластины, дощечки/подушечки разной тяжести, шершавые дощечки, ткани одного цвета, но разной фактуры, волшебный мешочек – пощупай, угадай что это.
Не забывайте на прогулке тоже щупать – трогайте деревья, шелковистую травку, собирайте плоды (их, кстати, можно еще соотносить и по форме/весу/величине и т.п.).
Как вы видите, сенсорную зону можно организовывать не только в детском саду, но и на улице и в домашних условиях.
Таким образом, качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в дидактическую систему Марии Монтессори. Цели педагогической деятельности.
1. Исторические аспекты Монтессори педагогики.2. Монтессори педагогика в России.3. Основные принципы Монтессори- системы.4. Монтессори –система.5....
Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...
Педагогические идеи в сенсорном развитии детей раннего возраста
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста...
Психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения
В статье раскрываются психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения....
Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".
Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....
Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений ...