Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Шульгина Лилия Алексеевна

Консультация для родителей раскрывает основы экологического воспитания малышей в дошкольном учреждении и содержит рекомендации, как воспитать у ребёнка экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

     Экологическое воспитание дошкольников всегда было и есть  приоритетное направление воспитательной работы с детьми. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления у детей представлений об окружающем мире. Не вызывает сомнений утверждение, что начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. А задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.  

     Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

     Педагоги  формируют у детей понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит о помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре, а она наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель, взрослый. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужны вода и свет, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям и голубям зимой - крошки хлеба.

     В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Они должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объекта, кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними.

     Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета, неживого объекта; формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ребенок не видит разницы между живыми неживыми объектами (муравей бежит, паровозик тоже движется). Поэтому активно и разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования».

     Вводить  объекты живой природы в жизнь детей нужно очень осторожно.  Лучше всего это делать во время наблюдений в окно, на прогулках, держа животных как бы на расстоянии от детей. Ознакомление с объектами природы их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

    Обычно – под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редки приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время прогулок детям предлагают собирать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой.

     Но очевидно, что подобные воспитательные действия учат детей не любить, а уничтожать живое. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологического воспитания. Экологическое воспитание проявляется в этом возрасте лишь в доброжелательном и активном участии детей совместно с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей земной зоны, условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель или родитель.

     Вот, для примера,  несколько интересных и наиболее доступных игр с песком и водой:

 Игра «Достань камешек». Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый  может немного помочь малышу.

Игра «Теплый – холодный». Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Взрослый наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает». Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Взрослый  предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.
Взрослый  закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, взрослый  закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

      В приобщении малышей к экологической культуре  успешно используются персонажи  известных русских народных сказок, которые знакомы им, и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают сказочно – игрушечные представления о природе, домашних и диких животных: как раз наоборот задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель или родитель сам должен четко различать, где сказка, а где правда и правильно отражать в речи не злоупотреблять уменьшительно -ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...