Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству»
На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Еще бы! Каждый дошколенок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовете, наверное, и автора «Незнайки в Солнечном городе», и автора «Дюймовочки», и автора «Сказки о царе Салтане». Но встречались вам уже, наверное, и такие произведения, автора которых не так-то просто назвать. Действительно, кто придумал, например, сказку про Крошечку – Хаврошечку? Или загадку про небо и звезды? Или песенку «Во поле береза стояла»? откуда взялась считалка, с которой начинается игра в прятки? Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы? И сколько бы вы не искали отдельных имен сочинителей сказки, считалки, скороговорки – вы их не найдете. Потому что и сказка, и считалка, и скороговорка создавались не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей. А много жизней и много людей, собранных на одном каком-то месте нашей Земли, - это уже народ. Потому и произведения, прошедшие через множество человеческих судеб, передающиеся от деда к внуку, от матери к дочери, от старших к младшим, называют народными. Русские народные сказки, русские народные песни, русские народные загадки, русское народное творчество… Вспомните – ведь вы не раз уже встречались с этими словами! Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях, народных праздниках позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь. С русскими народными песенками и мелодиями детей начинают знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т. д. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Это факт является мощным стимулом в развитии эстетических чувств ребенка. В работе с детьми старших групп, педагоги чаще используют песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, часто использую многообразие народной музыки: «Во поле березка стояла», «Во кузнице», «Посею лебеду на берегу» и другие. Эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на целый день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, , имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества. Советы родителям. Уважаемые родители, вот вам несколько советов, придерживаясь которых ваши дети . Дома пойте с детками русские народные песни, заведите фонотеку с русским фольклором; Из множества русских пословиц и поговорок выберите те, которые могут сопровождать трудовую деятельность. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях ребенок научится понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Например, ваш ребенок сидит на ковре. Скажите: «От скуки бери дело в руки» и дайте какое-то поручение. Ребенок охотно приступит к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалите его и спросите, почему так говориться. Таким образом, вы поможете осмыслить пословицу и результат своего труда. В повседневной жизни так же используйте и загадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я , красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на признак:»Это морковь, потому что растет в земле». «А разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая). Таким образом, остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Для развития четкой дикции ребенка используйте скороговорки, чистоговорки. Попросите произнести заученную скороговорку громче и тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена, меняйте темп. Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Затем можно предложить задание более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, поставьте перед ребенком задачу выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»), В результате систематических упражнений у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, будут самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок. |
|