Статья "Творческая мастерская в приобщении детей дошкольного возраста к народному творчеству Республики Коми"
методическая разработка (старшая группа)

Ященко Елена Михайловна

В статье описана деятельность в творческой мастерской, организованной  в моей группе. Через творческую деятельность воспитанники знакомятся с культурой Коми края, его особенностями. Знакомясь с фольклором, дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческая мастерская868.79 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская в приобщении детей дошкольного возраста к народному творчеству Республики Коми.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачи, направленные на формирование основ патриотизма, уважительного отношения к региону своего пребывания и стране в целом, представления о культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира. Процесс социокультурного развития ребенка начинается с вхождения ребенком в ближайшую культуру, воплощением которой является малая родина.

Мы живем в красивой Республике Коми, замечательными людьми, обладающей природными богатствами и уникальным историческим наследием. Необходимо знакомить наших малышей с культурным наследием и традициями своей малой Родины, показать многообразие и неповторимость каждого народа нашей огромной страны. Я считаю, что знакомство детей не должно носить формальный характер, любовь к своему краю должна оставаться в сердце малыша.

Как это сделать? Посредством творческой деятельности. Творчество позволяет выразить свои чувства, эмоции, отношение к объекту через средства художественной выразительности: форму, цветовые решения, пространство, материал. При выполнении творческой работы необходимо быть аккуратным, внимательным, усидчивым, согласовывать свои действия со сверстниками. Поэтому я решила организовать в группе творческую мастерскую. В ней дети смогут создавать образы, возникшие от знакомства с культурным наследием Коми народа.

В творческой мастерской царит атмосфера доверия и сотрудничества, уважения к своей работе и к работе товарища. Взрослый выступает в качестве партнера для детей, советником для решения сложных вопросов. Материалы разнообразны: от традиционных художественных материалов – кисти, краски, ножницы, бумага до бросового и природного материала. В творческом процессе может понадобиться любой материал, к тому же материал находится в доступном для детей месте.

Идеей для работы в творческой мастерской может стать что угодно – сказочный герой из Коми сказок, рассказ о традиционных промыслах Коми народа о его быте, фотографии или видеофильм о красоте северной природе, чтение Коми поэтов и писателей.

Что такое коромысло? Ухват? От чего работает печка? – часто такие вопросы задают современные дети после прочтения Коми сказок. Можно объяснить значение каждого предмета, показать на картинках, а лучше всего сделать своими руками и поиграть. Так совместно с детьми было принято решение о создании макета Коми избы. Вместе с детьми изучали внутреннее убранство, выбрали материалы, необходимые для создания предметов обихода (пенопласт, клей ПВА, газеты, картон, краски, шпатлевка, фоамиран, ткань, воздушный пластилин, ветки деревьев). В избе на почетном месте стоит печь, на столе лежит вышитая скатерть, на которой стоят вкусные угощения, окна украшены белоснежными занавесками. Коми изба – не просто творческий объект, здесь детьми разворачиваются игровые ситуации, которые позволяют проникнуть в историю быта родного края, играючи заглянуть в прошлое.

В Коми сказках сохраняются особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором, дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям. В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира. Баба Ема - один из персонажей который очень заинтересовал детей. При чтении дети обратили внимание, что она имеет очень много общего с Бабой Ягой. Воспитанники предложили сделать избушку вредной волшебницы и ее саму. Перед началом работы над созданием образа Емы Бабы, воспитанники рассматривали иллюстрации к Коми сказкам Аркадия Мошева, Василия Игнатова, определяли какие художественные материалы, будут необходимы для работы. Так на свет появилась работа «В гостях у Бабы Емы». На лесной опушке стоит изба, между бревен, которой растет мох, на крыльце сидит кот, любимец своей хозяйки, а сама Баба Ема собралась лететь в ступе по своим делам.

Так же знакомила детей с Коми узором, который отражает многие черты природы, быта, труда, образа жизни и т.д. Каждый элемент имеет свою названия: следы зверей, ель, чум, олень, рога, ошейник, оленевод, компас и т.д.. Предлагала орнаментальные загадки – кто или что спрятался за узором. В творческой мастерской девочки расписали полотенце и рукавицы Коми узорами. У детей возникла идея создания игры – домино с использованием Коми узора. Обсуждался вопрос, какой материал использовать, чтобы домино получилось прочным. Конечно, дерево. Заготовки для игры помогли сделать родители. На деревянных заготовках дети подготовили набросок для работы с выжигателем. Эта игра пользуется популярностью не только в нашей группе, ее берут поиграть воспитанники соседних групп.

Конец лета и начало осени время собирать урожай, ходить в лес за грибами и ягодами. Семьи наших воспитанников выезжают в тундру, собирают грибы, ягоды, ходят на рыбалку. От этих прогулок на природу у детей остается много приятных впечатлений, с которыми они делятся с воспитателями и сверстниками. Дети предложили создать в творческой мастерской дары природы. Я познакомила детей с техникой папье – маше, рассказала как создается бумажная масса и что из нее можно сделать. Так появились подберезовики и подосиновики. Из воздушного пластилина создали морошку и голубику. Соленое тесто было использовано для создания образа рыб. Дети оформили выставку «Дары природы», ею смогли полюбоваться не только родители нашей группы, но и сотрудники, воспитанники других групп.

Родители с интересом следят за работой нашей творческой мастерской, помогают нам с материалом, подсказывают некоторые конструкторские решения. Проявили инициативу в самостоятельном проведении мастер – классе «Чудо шаньги», на котором вместе с детьми испекли шаньги с брусникой, собранной в тундре. Семьи воспитанников приняли участие в выставке творческих работ «По страницам Коми сказок». Таким образом, родители повышают свою этнокультурную компетентность.

Свой опыт организации работы творческой мастерской в ознакомлении детей дошкольного возраста с народной культурой Коми я представляла на фестивале «Педагогических идей» на уровне детского сада, на городском методическом объединении по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Работы воспитанников, созданные в творческой мастерской, участвовали в городских конкурсах «Радуга вдохновения», «Республика Коми глазами детей» (диплом за 1 место).

Таким образом, творческая мастерская позволила создать условия для обогащения представлений у детей о культуре Коми народа, его истории и традициях, познакомить с новыми художественными техниками, проявлять творческую инициативу, формировать интерес к процессу совместной деятельности и к результату, воспитывать умение договариваться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

«Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста  национальным и культурным традициям коми»...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству

В данной консультации даются советы родителям по приобщению детей к народному творчеству....

«Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству»

На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» -  любому из нас ответить проще простого. Еще бы! Каждый дошколенок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовете, наверное, и ав...