Семинар-практикум для родителей "Игры современных детей"
материал

Жуковская Екатерина Александровна

Цель: Знакомство родителей с условиями использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей представление о значении игры в развитии ребёнка;
  2. Привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками;
  3. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи;
  4. Пропагандировать родителям самостоятельно подбирать игры для всестороннего развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ход семинара – практикума

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть сегодня здесь на нашем семинаре. Нашу встречу мы начнём с игры «Да – нет». Я предлагаю вам ответить на мои вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием, «Нет», если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все Вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет)

Я Вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ,

Помочь, откажитесь нам? (Нет)

Последнее спрошу Вас я,

Активными все будем? (Да)

Воспитатель: Стихотворение Роберта Льюиса Стивенсона (перевод В. Брюсова)

Когда я много дней хворал,

На двух подушках я лежал,

И чтоб весь день мне не скучать,

Игрушки дали мне в кровать.

Своих солдатиков порой

Я расставлял за строем строй,

Часами вёл их на простор

По одеялу, между гор.

Порой пускал я корабли;

По простыне их флоты шли;

Брал деревяшки иногда

И всюду строил города.

А сам я был, как великан,

Лежащий над раздольем стран,

Над морем и громадой скал

Из простыней и одеял.

Воспитатель: Вы догадались, о чём же будет наш сегодняшний семинар?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают в детях доброту, дружелюбность, коммуникативность и другие положительные качества?

Почему я предлагаю об этом поговорить? Потому что наши современные мальчики и девочки, для кого игра – это жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невесёлыми и агрессивными. Поэтому наша задача - направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учиться терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.

Скажите мне, уважаемые родители, как вы думаете: «Нужна ли нашим детям игра? И что она им даёт? (высказывания родителей)

Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольников, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Во время игры ребёнок получает необходимую для дальнейшей жизни подготовку, в том числе и подготовку к школе, которая включает:

  1. Физическую готовность;
  2. Личностную готовность. В игре ребёнок учится общаться с взрослыми и сверстниками. У него формируется произвольное поведение, самооценка и самосознание. Он приобретает друзей.
  3. Интеллектуальная готовность. Развивает образное мышление, воображение, помогает ребёнку овладеть родным языком. Игра даёт возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах.
  4. Социальная готовность.

Так же во время игры формируются:

- способности к творчеству;

- любознательность и способность к экспериментированию;

- наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников);

- эстетические чувства и предпочтения;

- инициатива и готовность к коллективным действиям;

- взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Воспитатель: Напрашивается вопрос. Нужно ли руководить играми детей? (ответы родителей)

Воспитатель: Если не руководить игрой ребёнка, то у него не сформируется умение играть, как самостоятельно, так и с другими детьми. Если малыш не получит определённого игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. Если не руководить игрой ребёнка на начальном этапе, это приведёт к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Дети быстро бросают игру и требуют новых игрушек.

Воспитатель: Я предлагаю Вам задание (раздаю бланк с вопросами). Вспомните, пожалуйста, Ваши совместные с детьми семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
  2. Рассказываю о своих играх из детства.
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его временно игры.

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребёнок активен, любознателен, любит играть с Вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Если же присутствуют фишки других цветов, то стоит задуматься.

Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей. Ребёнку будет интересно узнать, в какие игры играли в детстве их родители, бабушка и дедушка. Ведь наши дети даже не знают о многих таких играх. Чтобы возродить их, дать им вторую жизнь, необходимо научить детей в них играть. Тем самым восстановить связь поколений, когда правила передавались от старших ребят к младшим. При этом важно не просто рассказать об игре, но и научить в неё играть, поиграть вместе с ребёнком.

Воспитатель: Может быть, кто нибудь из вас помнит игры из своего детства или детства своих родителей? (называют).

Я предлагаю нам немного поиграть.

Я предлагаю игру «Колечко». Вы помните такую игру?

Играли мы в неё, сидя на скамеечке. (Выставляю скамейку). Все складывали ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежало колечко или другой мелкий предмет, проводя между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывал кому-либо колечко. Отходил в сторону и говорил: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен был встать, а другие участники – его удержать. Удалось, он становится ведущим. Если нет, продолжает тот же ведущий.

Воспитатель: Спасибо Вам за активность.

А во что же играют наши дети? (высказывания родителей)

Воспитатель: В играх отражается наша взрослая жизнь. Сюжеты игр меняются в зависимости от того, что смотрят по телевизору взрослые. На игры влияют мультфильмы, передачи, которые мы разрешаем смотреть; журналы и книги, которые читаем и рассматриваем с детьми; игрушки, которыми мы детей окружаем.

А когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки. В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: приобретаются разнообразные дорогие игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор.

Воспитатель: Существует очень большое количество классификаций игр. Например:

Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительные, режиссёрские, театрализованные);

Игры с правилами (дидактические, подвижные).

Ещё игры могут классифицироваться по характеру игровых действий (игры-путешествия, игры-предложения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), по содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие), по дидактическому материалу (словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками), по познавательному интересу (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные).

Воспитатель: Если Вас заинтересовали какие-то направления игр из классификации, обращайтесь, подготовлю для Вас подборку игр.

Выбор игр огромный, главное желание. Ну и конечно время.

Ещё одним важным критерием для развития является выбор игрушки. Я предлагаю ответить на вопросы теста, который поможет сформулировать вам правила выбора игрушки для ребёнка.

Вопросы теста:

  1. Должна ли игрушка быть безопасной? (Да, нет)
  2. Нужно ли 3-х летнему ребёнку покупать сложный конструктор? (Да, нет)
  3. Нужна ли 5-ти летнему ребёнку пирамидка (Да, нет)
  4. Нужно ли покупать сразу несколько кукол, машинок и т.д. (Да, нет)
  5. Нужно ли интересоваться у ребенка «Для какой игры ему нужна конкретная  игрушка»? (Да, нет)
  6. Следует ли разделять игрушки для девочек и для мальчиков? (Да, Нет)
  7. Лучше я куплю кубики или конструктор Лего вместо сложной электрической игрушки. (Да, нет)

Воспитатель: Кто-то готов сформулировать правила выбора игрушек?

Обобщаю, после того, как высказались родители.

  1. Игрушка должна быть безопасной (без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат);
  2. Игрушка должна соответствовать возрасту. Ребёнок может несколько раз попробовать соединить детали, но в итоге с досадой отбросит игрушку в сторону;
  3. Не следует покупать много игрушек, особенно одного вида (разного размера машин, кукол), это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие;
  4. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо бы спросить ребёнка, для каких игр понадобится новая игрушка;
  5. Не следует жестко разграничивать игрушки для мальчиков и девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, конструктор. Для того,  чтобы мальчик мог полноценно играть в сюжетно-ролевую игру, купите ему куклу в образе космонавта, матроса и т.д., а также мальчик – в будущем отец.
  6. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Если купить детям сложную электрическую игрушку, то ему приходится только нажимать кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется. Это интересно только первые 15 минут. С набором кубиков – иначе. Возможности игры здесь несравнимо шире.

Прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться.  Она может быть и кораблём и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует воображение и фантазию. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или красками.

Очень важно после покупки игрушки рассказать ребёнку о её назначении, т.е. дать «пищу» для развития детской фантазии.

Об играх можно говорить очень много. Но наш семинар подходит к концу.

Я приготовила для Вас буклет об играх из нашего детства. В буклете есть подвижные игры. Поэтому я также подготовила для Вас памятки с 5-ю важными правилами, которые нужно соблюдать во время совместной подвижной игры с детьми. Я призываю Вас, родители, принимайте участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, приходите играть со своими детьми. И обязательно находите время дома на то, чтобы поиграть со своим ребёнком. Ведь нет ничего лучше, чем улыбка родного малыша.

Хотелось бы услышать ваше мнение. Полезен ли был мой семинар?  Вот коробочка, вот фишки разных цветов. Положите в неё красную фишку, если считаете, что семинар был полезный и интересный. И жёлтую, если ничего нового вы для себя не услышали.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семинара-практикума для педагогов ДОО « СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Программа «Современные техники изобразительного творчества дошкольников» адресована родителям, воспитателям и педагогам изобразительного  искусства дошкольных образовательных учреждений....

семинар-практикум "Родительское собрание в современном формате"

цель семинара-практикума повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. в семинаре затронут вопрос организации одной из форм взаимодейст...

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность в современном МБДОУ»

Форма проведения: деловая игра «Театральный ринг»Цель: систематизирование знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по ор...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...

Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"

Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...