Программа семинара-практикума для педагогов ДОО « СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа ( группа) на тему
Программа «Современные техники изобразительного творчества дошкольников» адресована родителям, воспитателям и педагогам изобразительного искусства дошкольных образовательных учреждений.
В программе представлены виды изобразительной деятельности детей, такие как рисование, лепка, аппликация. К программе предусматривается приложение с подробным описанием техник изобразительного творчества, подобранных в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств творческого развития дошкольников.
Данная программа нацелена на обобщение и систематизацию знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений о современных техниках изобразительного творчества дошкольников, развитие у детей творческих умений и навыков через систематическое использование на занятиях разнообразных техник изобразительного творчества.
Программа семинара «Современные техники изобразительного творчества» апробирована в дошкольном образовательном учреждении города Новокузнецка.
Важным принципом, на котором основывается реализация программы, является принцип взаимосвязи обучения и развития. Поэтому содержание программы предусматривает 2 блока:
-теоретический;
-практический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа семинара | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО « СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ»
Пояснительная записка.
Программа «Современные техники изобразительного творчества дошкольников» адресована родителям, воспитателям и педагогам изобразительного искусства дошкольных образовательных учреждений.
В программе представлены виды изобразительной деятельности детей, такие как рисование, лепка, аппликация. К программе предусматривается приложение с подробным описанием техник изобразительного творчества, подобранных в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств творческого развития дошкольников.
Данная программа нацелена на обобщение и систематизацию знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений о современных техниках изобразительного творчества дошкольников, развитие у детей творческих умений и навыков через систематическое использование на занятиях разнообразных техник изобразительного творчества.
Программа семинара «Современные техники изобразительного творчества» апробирована в дошкольном образовательном учреждении № 203 города Новокузнецка.
Важным принципом, на котором основывается реализация программы, является принцип взаимосвязи обучения и развития. Поэтому содержание программы предусматривает 2 блока:
-теоретический;
-практический.
При разработке содержания программы мы опирались на принципы общей дидактики (связь с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии, наглядности и другие) и дидактики методики изобразительной деятельности, эти принципы связаны со спецификой изобразительной деятельности. К ним мы относим:
тесную связь с базовым видом искусства, дополняющим и углубляющим образное познание действительности;
Направленность педагогического процесса на обогащение опыта;
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности;
- Освоение средств художественной выразительности и способов, необходимых для создания образа;
Задачи программы:
- развитие творчества в изобразительной деятельности;
- формирование ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и общения;
- формирование творческих умений и навыков;
- развитие практических умений педагогов в организации и проведении занятий по изобразительной деятельности с использованием современных техник изобразительного творчества.
Структура программы:
Программа семинара для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию современных техник изобразительного творчества в образовании дошкольников предусматривает цикл теоретико-практических занятий для воспитателей и педагогов изобразительного искусства дошкольных образовательных учреждений.
Структурной особенностью программы семинара является блочно-тематическое планирование содержания семинаров. Тематические блоки группируются вокруг единой темы: «Использование современных техник изобразительного творчества в образовании дошкольников». Содержание каждого тематического блока включает в себя все виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепку, аппликацию.
Тематическое планирование.
Введение: Актуальность проблемы использования современных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками.
1-й тематический блок «Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей младшего дошкольного возраста».
В данном тематическом блоке раскрыты следующие вопросы:
1. Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2. Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с малышами.
3. Апробация изобразительных техник.
2-й тематический блок «Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей среднего дошкольного возраста».
В данном тематическом блоке раскрыты следующие вопросы:
1. Особенности изобразительной деятельности детей средней группы.
2. Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с детьми средней труппы.
3. Апробация изобразительных техник.
3-й тематический блок «Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей старшего дошкольного возраста».
В данном тематическом блоке раскрыты следующие вопросы:
1. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Апробация изобразительных техник.
Система теоретико-практических занятий разработана с расчетом одно занятие в неделю. Длительность одного занятия – 1,5 часа.
«… ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Сухомлинский
Содержание программы:
Актуальность проблемы использования современных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками.
Многие родители и педагоги недооценивают значение занятий по изобразительной деятельности. Кажется, какая польза от приклеивания одного куска бумаги к другому. Дело в том, что аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, рисования, оригами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также развивают мелкую моторику , что упрощает обучение письму и способствует формированию правильной и красивой речи.
В 90-е годы xx века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии. В журналах по дошкольному образованию публикуется большое количество статей посвященных проблеме использования техник изобразительного творчества в работе с детьми.
Последние годы характеризуются снижением интереса со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений к использованию разнообразных изобразительных техник. Как показало наше экспериментальное исследование, которое проводилось с целью: выявить техники, которые в настоящее время используются в дошкольных образовательных учреждениях, наиболее распространенными техниками являются:
- В рисовании: рисование гуашевыми красками, карандашами.
- В лепки: лепка из пластилина, реже лепка из глины.
- В аппликации: плоскостная аппликация.
С 1 года до 3 лет ребенок осваивает способы действий с предметами в ведущей предметной деятельности. Малыш остро нуждается в одобрении и похвале взрослого. Это вызывает у него первое чувство гордости, собственного достоинства. При неудачи - чувство огорчения, стыда, возникает первая самооценка. Овладевая способами деятельности, действиями и операциями, ребенок становится более знающим, более умелым и способным. Поэтому он стремиться к самостоятельности. В этот период очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы, чем ярче они будут, тем лучше.
Возможности детей младшего и среднего дошкольного возраста не совершенны, желания детей очень часто не соответствуют реальным возможностям. «Хочу» очень часто больше чем «могу». И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. От ребенка понявшего, что у него не получается задуманное очень часто можно услышать: «Я не умею рисовать», «Я не буду рисовать», «У меня не получиться». Поэтому очень важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительного творчества, которые помогут ему создать задуманную, необычную композицию, даже если технические навыки ребенка несовершенны.
В старшем дошкольном возрасте, овладев определенным набором технических навыков и умений, работы становятся более правильными, технически грамотными и осторожными и поэтому менее выразительными.
Поэтому встает вопрос о нахождении путей разрешения данных противоречий.
Ряд авторов: Т.С. Комарова, О.А. Белобрыкина, А.А. Мелик, Пашаев, З.Н. Новлянская, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина предлагают как вариант пути выхода из сложившийся ситуации, использование разнообразных изобразительных техник в работе с дошкольниками.
В частности, Т.С. Комарова, считает что «при взаимосвязи обучения и творчества, ребенок имеет возможность самостоятельно освоить различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе».
Н.П. Сакулина в контексте данной проблемы отмечала, что способности к изображению и художественному выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию. Она выделила три компонента способностей к изображению:
1. Восприятия и связанные с ним представления;
2. Овладение средствами графического изображения;
3. Овладение техникой рисунка.
Ольга Афанасьевна Белобрыкина пишет, «развивая у детей способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике».
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное произведение.
Понятию технике в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
В нашей работе под техникой рисунка мы будем понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Нетрадиционные техники отличаются использованием необычных, с точки зрения классического изобразительного творчества, материалов. В нашей работе нетрадиционные техники мы обозначим как современные, а современность той или иной техники будем рассматривать по критерию применения, использования в работе с дошкольниками, в настоящее время.
Использование разнообразных изобразительных техник развивает творческий потенциал детей. Разнообразие изобразительных материалов позволяет педагогу ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
1-й тематический блок «Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей младшего дошкольного возраста».
Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Ребенку открывается не просто мир предметов, а мир взрослых, действующих с этими предметами, взаимодействующих между собой. Но младший дошкольник не всегда может действовать сам, как взрослый. Стремление жить как взрослый, и невозможность реализовать это стремление и рождает так называемый кризис трех лет. Противоречие между стремлением ребенка действовать как взрослый, реализовать позицию «Я сам» и его ограниченными возможностями разрешаются в ролевой игре.
В период с двух до трех лет изобразительная деятельность дошкольника (как и другая продуктивная деятельность) ориентированна на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийная. Открытие, сделанное малышом, что на листе бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребенка. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе. Осваивая мир предметов, ребенок накапливает опыт. Это и определяет содержание ассоциативных образов. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному.
В содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру. В процессе действия с материалом и чтения каракуль развивается воображение, наглядно-действенное мышление, повышается уровень изобразительной деятельности. Ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка, то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу.
Первые замыслы малыша – это еще не замысел в полном смысле этого слова, а только тема, которою ребенок формулирует словом («нарисую дом»). Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив.
Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в этом случае разнообразны.
Очень важно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
Детям младшего дошкольного возраста доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветных пятен, штрихов карандашом, фломастером, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных.
Педагог должен знать, что к трем годам ребенок:
- Проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;
- Видит образ в своих рисунках и лепке и лепке, рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится своей радостью;
- Знает, где лежит материал;
- Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш и действовать с ним, с кистью и красками;
- Выполняет изобразительные действия;
- Начинает выполнять изображения узнаваемое другими людьми.
Ребенок смело и самостоятельно рисует, лепит все. Что хочет, будучи уверен, что у него получиться прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становление самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с малышами.
Прежде чем приступить к описанию особенностей использования разнообразных изобразительных техник в работе с младшими дошкольниками, рассмотрим задачи обучения изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста:
- Необходимо развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, к образному отражению несложных предметов, понятных для детей явлений действительности;
- Дать детям представления о форме, величине, строении предметов, которые вызывают у них эмоциональный отклик;
- Упражнять детей в передаче относительного сходства с предметами, используя цвет как основной признак;
- Упражнять в изображении конкретных предметов из обобщенных округлых форм и цветных пятен;
- Знакомить с расположением изображения на бумаге;
- Формировать интерес к цвету, форме, материалу;
- Учить видеть средства выразительности (цвет, ритм, объем);
- Способствовать познанию изобразительных материалов, их свойств
- побуждать к самостоятельности в деятельности.
Наравне с традиционными техниками художественного творчества в современной методике эстетического воспитания дошкольников рассматриваются современные техники рисования. Используя современные техники рисования, рисовать с детьми можно чем угодно и как угодно.
С детьми младшего возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке – палочкой. Для рисования можно предложить детям сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует сначала дать один фломастер, а затем два-три, чтобы привлечь внимание детей к цвету.
Можно использовать цветные восковые мелки, он не крошатся, не мажут руки оставляя на бумаге яркий след.
Ребенок младшего возраста проявляет большой интерес к разнообразным материалам, в частности при работе с гуашевыми красками он очень часто пытается залезть в краски пальчиками, и более того нарисовать пальцем на листе.
Не следует останавливать ребенка. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, кроме того, пальчиковая живопись поможет ребенку в овладении такими средствами выразительности, как штрих и пятно.
Изобразительные техники, используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Пальчиковая живопись
Материалы: гуашь, плотная бумага, салфетки.
Средства выразительности: ритм, пятно, точка, короткая линия, цвет.
Выполнение: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Материалы: блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Средства выразительности: пятно, цвет,
Выполнение: взрослый разводит гуашевые краски с небольшим количеством воды в широком блюдце, ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Оттиск пробкой
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Средства выразительности: ритм, цвет,
Выполнение: педагогу необходимо подготовить рабочее место для детей, поставить мисочки со штемпельной подушечкой пропитанной гуашью, ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля:
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Средства выразительности: ритм, цвет, пятно.
Выполнение: воспитатель, в работе с детьми младших групп заранее готовит печатки из картофеля. Старшие дошкольники могут сами вырезать печатки из картофеля. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Оттиск поролоном
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Средства выразительности: пятно, цвет, ритм,
Выполнение: для получения изображения ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Материалы: гуашь, бумага.
Средства выразительности: пятно, ритм, цвет.
Выполнение: для получения изображения ребенок сминает бумагу в комочек, макает ее краску и делает бумагой отпечатки.
Монотипия предметная
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель
Средства выразительности: цвет, пятно, линия,
Выполнение: для получения изображения ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Примерная тематика занятий по рисованию в младшей группе с использованием разнообразных изобразительных техник
Название занятия | техника |
«Рыбы плавают в аквариуме», «Ладошки в окошки» | Рисование ладошкой |
«Дождь идет», «Снег идет», «Трава на поляне», «Солнечные лучики» | Пальчиковая живопись |
«Наши полотенца», «Шарики смешарики» | Оттиск пробкой |
«Геометрические фигуры», «Чайная пара» | Оттиск печатками из картофеля |
«Мишка», «Мячики» | Оттиск смятой бумагой |
Примерная тематика занятий по лепке в младшей группе с использованием разнообразных изобразительных техник.
Название занятия | техника |
«Снеговик», «Калачи к чаю» | Лепка из соленого теста |
«Фигуры из песочных форм» | Лепка из песка |
«У медведя во бору», «Мячики», | Лепка из головок репейника |
«Фрукты на столе», «Колобок» | Лепка из бумажной массы |
2-й тематический блок « Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей среднего дошкольного возраста».
Особенности изобразительной деятельности детей средней группы.
Дети средней группы знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило у них развит интерес к рисованию.
Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым. Однако, ведущим и главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок пытается изображать. В этот период ведущий мотив изобразительной деятельности и игры один и тот же – потребности пережить значимые для него стороны действительности, потребность еще раз вернуться к тем явлениям, предметам, событиям, которые удивили, заинтересовали ребенка в обычной жизни. Наиболее ярко это проявляется не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения.
По существу этот мотив остается ведущим на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется только, как и в игре, его конкретное содержание: в младшем дошкольном возрасте это был мир предметов и действий с ними; в среднем, это человек, его действия и взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми.
Изобразительная деятельность средних дошкольников носит более самостоятельный характер, но требования к рисунку повышаются.
Дети среднего дошкольного возраста замечают достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как дети получают большее удовольствие от процесса рисования нежели чем от результата работы.
В этой возрастной группе отчетливо проявляется своеобразный переход не только в замысле, но и в самом рисунке от предметного рисования к сюжетному.
Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с детьми средней группы.
Рассмотрим задачи обучения детей среднего дошкольного возраста изобразительной деятельности:
- развивать у детей устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности, учить чувствовать цвет, форму;
- Расширять представления детей об окружающем мире, учить отражать свои представления в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать;
- Развивать художественное творчество детей;
- Учить изображать животных, людей в несложных позах, движениях;
- Подводить детей к созданию художественного образа.
Процесс обучения строится с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности детей при решении знакомых задач и стимулировании поисковой деятельности в решении относительно новых задач.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт.
Раскрытие изобразительных возможностей тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования происходит постепенно так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам.
Изобразительные техники, используемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Панно из пластилина
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, пластилин.
Выполнение: рисуется контурное изображение будущего рисунка, затем детали рисунка заполняются пластилином при помощи техники вмазывания.
Объемная аппликация с набрызгом
Материалы: цветная бумага, клей, карандаш, акварель, кисточки.
Выполнение: делаем основу для аппликации в технике набрызга. Дайте фону высохнуть. Из цветной бумаги вырежьте круг – радиус окружности равен длине лепестка цветка. Разделите круг на четыре равные части, от каждой части отрежьте уголок полученные детали сверните в конус и закрепите клеем. Из полученных заготовок лепестков сделайте цветы, распределите их на фоновом листе и поочередно наклеивайте детали на бумагу.
Аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания
Материалы: плотная бумага, клей (ПВА или клейстер), ножницы, простой карандаш, бумажные салфетки.
Выполнение: на плотной бумаги простым карандашом сделайте эскиз. Не разворачивая салфетки, срежете сгибы с двух сторон, получившееся квадратики разрежьте на четвертинки. Четвертинки салфеток скатываем в плотные шарики, из которых и будем делать наш рисунок. Возьмите эскиз и начинайте заполнять его шариками, приклеивая их к листу.
Аппликация из спичек
Материалы: спички, клей, ножницы, цветная бумага.
Выполнение: нарисуйте контур будущего изображения. Отчистите спички от серы. Прикрепляйте спички с помощью клея к бумаге, начиная с тех деталей в которых необходимо использовать целые спички.
Объемная аппликация
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.
Выполнение: Выберите фон. С помощью карандаша, ножниц и клея делаем «бревнышки», для будущей избушки. Оборачиваем вокруг карандаша бумажный лист нужной ширины и закрепляем конец листа клеем. Остальные детали композиции можно сделать плоскостными, это будет зависеть от замысла.
Лепка из соленого теста
Материалы: соленое тесто, стека, ножичек.
Выполнение: сделайте соленое тесто по рецепту, для того что бы сделать тесто разных цветов необходимо добавить пищевой краситель в тесто. Все детали композиции делаются отдельно, и выкладываются в следующем порядке: фон из неокрашенного теста, бутон розы, листья, желтые ноготки.
Рисование порошковыми красками
Материалы: порошковые темперные краски, жидкий крахмал, бумага, кисти.
Выполнение: насыпьте порошкообразные темперные краски в маленькие емкости. Кистью нанесите жидкий крахмал на бумагу. Окуните чистую, слегка влажную кисть в порошкообразную краску и прикоснитесь ею к бумаги, покрытой жидким крахмалом. Краска раствориться, загустеет и создаст неповторимый рисунок необычной фактуры.
Краски из мелков
Материалы: вода, маленькие емкости, терка, цветные мелки, ватные палочки, кисти, бумага.
Выполнение: Налейте воду в маленькие емкости. Натрите цветные мелки на терке. Аккуратно пересыпьте натертый мел в сухие емкости. Макните ватную палочку или кисть в емкость с водой, а потом в натертый мел. Теперь можете рисовать.
Рисование яичной краской
Материалы: 4 яичных желтка, 4 емкости для краски, пищевой краситель, ложка, кисть, бумага.
Выполнение: разбейте яйца и отделите белки от желтков. Вылейте по одному желтку в каждую емкость. Добавьте к каждому желтку по несколько капель пищевого красителя. Окуните кисточку в краску и рисуйте на бумаге.
Рисование с использование пищевой соды
Материалы: пищевая сода, вода, акварельные краски, бумага, кисти, ватные палочки, емкость для смеси соды и воды.
Выполнение: растворите в емкости 4 столовые ложки пищевой соды (60 г) и 4 столовые ложки воды (60 г). Окуните ватную палочку в смесь и нарисуйте рисунок-невидимку на листе белой бумаги. Дайте рисунку хорошо высохнуть. Окуните кисточку в акварельные краски и покройте рисунок-невидимку чтобы рисунок «проявился».
Рисование распылителем
Материалы: плотная белая бумага, темперные краски, емкости для краски, вода, бутылка с распылителем.
Выполнение: разведите темперные краски до средней густоты и налейте их в емкости. Накапайте капли краски кисточкой на бумагу. Наполните водой бутылку с распылителем. Установите разбрызгиватель в положении «распылять», а не «струя». Распыляйте воду на капли краски. Слой краски станет тоньше, а потом они распределяться и смешаются.
Аппликация из яичной скорлупы
Материалы: картон, пластилин, яичная скорлупа, стека.
Выполнение: выберите место нахождения фигур композиции, сделайте на фоне разметку. Нанесите пластилин тонким слоем на картон, с цветовым выделением необходимых предметов композиции. Плотно выкладывайте и вдавливайте скорлупки друг к другу не выходя за разметку.
Примерная тематика занятий по рисованию в средней группе с использованием разнообразных изобразительных техник
Название занятия | техника |
«Приготовим краски сами, и будем рисовать» | Рисование яичной краской |
«Тайное послание», «Проявляющиеся фигуры» | Рисование с использование пищевой соды |
«Цветной дождь», «Интересные разводы» | Рисование распылителем |
«Приготовим краски сами» | Краски из мелков |
«А что у нас получиться»? | Рисование порошковыми красками |
Примерная тематика занятий по аппликации в средней группе с использованием разнообразных изобразительных техник.
Название занятия | техника |
«Снеговик», «Грибы» | Аппликация из яичной скорлупы |
«Бревенчатый дом», «Бабочки порхают» | Объемная аппликация |
«Строим избу», «Строим мост через реку» | Аппликация из спичек |
«»Махровый зайка», «А на улице снег» | Аппликация из бумажных салфеток |
«Цветы в вазе», «Дома под дождем» | Объемная аппликация с набрызгом |
3-й тематический блок «Использование разнообразных изобразительных техник в творчестве детей старшего дошкольного возраста».
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети создают вариативные образы, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений, передают индивидуальные особенности предметов.
Ведущим мотивом изобразительной деятельности также остаются явления, события, которые ребенок пытается передать в изображении, но содержание меняется, это уже события, волнующие ребенка.
Рисунки старших дошкольников более технически грамотны, композиционно оформлены, но в тоже время менее выразительны, это связанно с тем, что дети в своем развитии приближаются к кризису семи лет.
Старший дошкольный возраст период наиболее активного рисования. Дети этого возраста течение года способны создать до двух тысяч рисунков. По содержанию они могут быть самыми разными: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки хотя и представляют собой схематизированное изображение различных объектов, могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Весьма часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или существенными изменениями.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обуславливает возможность сочетания детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.
По мере овладения навыками творчества у старшего дошкольника формируется внутренний план деятельности, который отсутствует у ребенка раннего возраста. К семи годам ребенок должен уметь:
- «воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
- в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности;
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, многоплановую, линейную) с элементами перспективы;
- владеть комплексом технических навыков и умений, мотивировать самостоятельный выбор материалов;
- участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность в рисовании, лепке, аппликации, давать мотивированную оценку результатам.
Специфика использования техник изобразительного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я - все это мое!»
К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок старшего дошкольного возраста имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы).
При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества.
В процессе развития изобразительного художественного творчества у детей главное научить их эмоционально-образному восприятию произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность самостоятельно их использовать.
Всем этим ребенок овладевает если ему дано право выбора и экспериментирования с изображением, сочетанием красок, расположением линий, если каждый шаг творчества будит фантазию. Рассмотрев особенности современных техник изобразительного творчества, мы можем говорить, что они являются основным средством такого развития ребенка. Недаром педагоги все больше внимания уделяют внедрению современных техник изобразительного творчества в образовании дошкольников.
Изобразительные техники используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Выполнение: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Аппликация из природного материала на пластилиновом фоне
Материалы: картон, пластилин, ножницы, стека, разнообразный природный материал.
Выполнение: подготовьте фон для работы. Картон залепите пластилином. Далее работайте по замыслу. Используя разнообразный природный материал выстраивайте замысел композиции на пластилиновом фоне.
Пластилинография
Материалы: цветной картон, цветной пластилин.
Выполнение: на цветном картоне простым карандашом сделайте разметку будущего рисунка. Способом налепа оформите композицию. Выделите необходимые места объемными формами. По окончании работы, картину можно вставить в рамку.
Манкография
Материалы: клей, картон, простой карандаш, манная крупа
Выполнение: на листе картона нарисуйте контурное изображение будущего рисунка. На детали рисунка нанесите клей. Засыпьте рисунок манной крупой. Переверните рисунок, тем самым вы удалите остатки манной крупы, которые не попали на места промазанные клеем.
Ниткография
Материалы: гуашь, нить, бумага.
Выполнение: нить окунуть в гуашь. Смоченную в гуашевых красках нить выложить на листе бумаги в нужной конфигурации. Сложить лист бумаги по полам и вытянуть нить. Полученное изображение можно дополнить дорисовав нужные детали.
Примерная тематика занятий по рисованию в старших группах с использованием разнообразных изобразительных техник.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать все многообразие изобразительных техник.
Название занятия | техника |
«Природа у пруда», «Цветочная поляна» | Монотипия пейзажная |
«Посмотри, что получилось»? «Цветы в горшке» | Ниткография |
«По замыслу детей» | Рисование порошковой краской |
Словарь
Техника рисунка – это владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Рисование – изобразительная техника, в котором художественное изображение предметов и явлений передается на плоскости посредством цвета в его неразрывной связи с рисунком.
Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Монотипия предметная – изобразительная техника, основанная на изображении предметов гуашевыми красками, путем прорисовывания одной, симметричной половины предмета, для получения полного изображения лист складывается пополам.
Монотипия пейзажная - изобразительная техника, основанная на изображении пейзажа гуашевыми красками, путем прорисовывания одной, симметричной половины пейзажа, для получения полного изображения лист складывается пополам. (Вариантом работы в данной технике является рисование на гладкой поверхности, например зеркале или стекле, далее к изображению прикладывается чистый лист бумаги, и на отпечатанном изображении прорисовываются детали).
Кляксография с ниточкой (ниткография) - изобразительная техника, в работе с которой основными материалами являются нитки и гуашевые краски, нитку опускают в краску, затем на листе бумаги выкладывают изображение, накладывают сверху другой лист бумаги, прижимают и вытягивают нитку, недостающие детали можно прорисовать кисточкой.
Лепка – техника изобразительного творчества, основное назначение которой - образное отражение действительности.
Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега, влажного песка, специальных материалов для детского творчества, которые затвердевают при нагревании и др.
Пластилинография – создание лепкой картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
Сплющивание – сжимание куска пластилина (теста) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями под давление веса тела к плоской поверхности.
Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Вдавливания – расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепления их путем нажатия. Для вдавливания подойдут ракушки, камушки, пуговицы, бусины, палочки, крышки от бутылок, а также различные крупы (рис, горох, гречка, фасоль), макаронные изделия, семена подсолнечника, пенопласт и др.
Разрезание – деление куска пластилина при помощи ножичка на кусочки маленького размера.
Соединение деталей – прикладывание деталей поделки к другой, затем несильное придавливание их друг к другу.
Заострение – оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя – тремя пальцами до получения острого конца.
Нанизывание – поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...
Районный семинар - практикум "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством через применение нетрадиционных художественных материалов"
25 марта я побывала на семинаре практикуме, на котором мы изготавливали композицию на Георгиевской ленточке, "веточка яблони". Материал с которым мы работали - Фоамиран. Я впервые работала с...
Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."
1. Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."2. Семинар-практикум«Возможности цветотерапии»...
Консультация для воспитателей ДОУ По парциальной программе «Шаг в искусство» по изобразительному творчеству дошкольников (автор С.В. Погодина) Художественные техники: цветные карандаши и фломастеры
Цветные карандаши - излюбленный материал многих известных художников - не уступают в выразительности другим изобразительным материалам. Их ценность к тому же в том, что материал незаменим в ...
Выступление на дистанционном семинаре-практикуме " Формы развития познавательной активности" " Современные формы активации познавательных процессов у дошкольников" (квест-игра) "В гостях у сказки"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Памятка для педагогов средних групп ДОУ по теме: "Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве дошкольников"
В данной памятке описаны и проиллюстрированы некоторые виды нетрадиционной изобразительной техники (есть ссылка на мастер-класс онлайн), которые можно использовать в работе с дошкольниками на занятиях...