Статья «Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников».
статья (старшая группа)

Скрипникова Валентина Михайловна

Сенсорное воспитание – это восприятие, его развитие, формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, запахе, вкусе и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание – это восприятие, его развитие, формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, запахе, вкусе и т. д.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.

Но если усвоение происходит стихийно, без педагогического руководства взрослых, воспитание нередко оказывается поверхностным, неполноценным, поэтому на помощь приходит сенсорное воспитание детей.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы сформировать у детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения  через игру,  является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Поскольку в дошкольный период формирование всех функций сознания происходит, по выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», особую остроту приобретает проблема совершенствования сенсорного воспитания детей.

 Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые.

Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные педагоги как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Подъяков и др. утверждали, что нужно формировать у детей способность  воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности участвующих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   В играх необходимо предоставлять детям возможность:

1.Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2.Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства.

Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3.Делать первичные обобщения, группировать предметы по их общим свойствам;

4. Соотносить предметы, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Используя игру в воспитательно-образовательном процессе,  через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка, поэтому очень важно педагогу давать простор детской инициативе, не навязывать им те или иные игры, чтобы дети сами придумывали себе игры, ставили  себе  задачи и цели

 Игры будут способствовать сенсорному развитию  в том случае, если они будут проводиться в определенной методике.

В методику проведения дидактической игры входят:

Подготовка:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- установление дидактической игры, соответствующей программным требованиям воспитания и обучения дошкольников определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени для  проведения дидактической игры;

- выбор места, где будут играть;

- определение количества участвующих;

- подготовка материала для игры;

- подготовка педагога к игре;

- подготовка детей к игре.

Проведение игры:

- ознакомление детей  с содержанием игры;

- объяснение педагогом хода и правил игры.

Правила игры:

- цель правил игры – организовать действия, поведения дошкольников.

- правила могут запрещать, разрешать, что – то детям в игре.

Педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал.

В названии многих игр уже говорится о том, что и как надо выполнять:

«Найди дерево по описанию»;

«Угадай что это?»;

«Считай дальше»;

 «Выложи фигуру»;

 «Загадай, мы отгадаем» и др.

Педагог подбирает  дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним.

При объяснении правил игры педагог должен  обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.

Подводя итог с детьми дошкольного возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение дошкольников во время проведения дидактической игры.

Мы сталкиваемся с сенсорными эталонами везде и можем знакомить с ними детей без специально подготовленной среды. 

Можно запланировать в своей деятельности и ситуативно-возникающие словесные игры.

Например, одеваясь и раздеваясь, можно обратить внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка.

Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах.

Одновременно возможно расширять словарный запас ребенка. Пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас в детском саду, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице? Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя?

Постоянно общаясь с ребенком, необходимо способствовать накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. 

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например «Подбор картинок по парам»-самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две перчатки, одинаковые по цвету, размеру,  и др.

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два вертолета. Вертолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Например «Подбор картинок по общему признаку»,

В этой игре требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в лесу (саду, огороде)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку Задача этого вида игр – формировать у детей способность к логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам:

- игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:

 - "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет»;

- игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе:

- "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом" и др.;

- игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:

-  "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает".

-  игры - соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть:

-  «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

Для игр, способствующих сенсорному воспитанию детей широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди.

В группе есть природный материал (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). Их применяют при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Рассмотрим это на примере организации игры со снегом, в основе строительства из снега лежит лепка.

Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм, поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда.

В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным.

Вода на морозе замерзает и образует лед. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой.

Изо льда хорошо делать домик, кузов машины, колеса, в ходе постройки ребенок делает вывод, что эти постройки крепче,  чем постройки из снега.

Зимой замечен дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустики на участке, в процессе деятельности дети наблюдают, как образуются льдинки, ребенок получает эти сведения не от взрослых, а в процессе своей активной  деятельности.

Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты.

Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца или в тарелку, в которой можно приготовить разные блюда.

Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре.

В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы:

- Что бывает твердым, сочным, мягким?

- Где есть косточка?

- Что растет на елках и соснах?

- Какие деревья бывают лиственными и хвойными?

- Что растет на лугу, в поле?

- Что бывает большим и маленьким?

Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки.

Наличие влажного песка позволяет детям лепить пирожки, кексы, торты.

Дети с увлечением строят замки и крепости, дороги для легковых и грузовых машин, лабиринты.

Действуя с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут).

На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают различные  предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут, в результате такой деятельности у детей формируются представления о том, что вода растекается, не имеет формы, что некоторые предметы тонут, а некоторые плавают.

В группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины.

Разнообразные строительные игры доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Воспитателем должны создаваться в игре такие условия, в которых у каждого ребенка будет возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.

В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе теоретического исследования нами сделаны определенные выводы. Дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка, так как в это время интенсивно развивается психика, формируется речь, закладываются основы произвольного внимания и восприятия, развиваются мышление и речь.

Имеющийся опыт практической деятельности, сформированные возможности общения позволяют ребенку успешно осваивать окружающий мир.

Мы считаем, что дошкольный возраст являются сензитивным периодом для сенсорного развития, которое оказывает непосредственное влияние на формирование психики, общее развитие, успешность социализации.

На этом основании можно говорить о важности сенсорного развития именно в дошкольный период. В этом возрасте важно не изолированно развивать определенные органы чувств, а формировать всевозможные сенсорные способности в процессе мыслительной деятельности.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Топ-хлоп, малыши" Авторы Т.Сауко и А.Буренина.

Основы  технологии "Топ-хлоп, малыши" Т.Сауко  и  А.БуренинойПрограмма  представляет  собой  систему  музыкально -ритмического  воспитания  детей  2-3...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ритмическая мозаика". Автор А.И.Буренина

Технология   развития   музыкального  движения  "Ритмическая  мозаика" А.И.БуренинойЦель:  формирование   различных  умений, способностей, качеств  личност...

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ладушки" Авторы И.Каплунова и И.Новоскольцева

Технология  всестороннего  музыкального  воспитания  и  образования  детей  дошкольного   возраста "Ладушки". Авторы И.Каплунова  и И.Новоскольцева.Цель: в...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Танцевальная ритмика" Автор Т.И.Суворова

Технология "Танцевальная  ритмика" Автор Т.И.СувороваВ  программу  входят 6  книг "Танцевальная  ритмика", книги  "Танцуй, малыш"  и  "Танцуй, малыш -2", "Олимп...

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников.

Современной подход к сенсорному воспитанию ребенка через игру....