Экономика и дети
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В данном разделе представлены конспекты по формированию элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра по финансовой грамотности "Мы и деньги" предназначена для родителей с целью привлечения родителей к вопросам изучения финансовой грамотности в ДОУ.
Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.
Задачи
1.Сформировать у родителей элементарные экономические знания при помощи деловой игры.
2. Расширить силами родителей(законных представителей) представление дошкольников о том, что деньги можно и нужно зарабатывать.
3.Привить дошкольникам экономное и бережное отношение к деньгам путем вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ход деловой игры
Воспитатель: Доброе утро, уважаемые родители! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной, увлекательной и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.
- Для начала, я хотела бы узнать, с каким настроением вы пришли?
Поднятая рука вверх – будет означать отличное настроение, опущенная рука – будет означать плохое настроение.
Я очень рада, что у всех отличное настроение!
- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах?
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
Воспитатель: - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня речь пойдёт о финансовой грамотности. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики, на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду, это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. Но не только детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся в игре, но думаю, и нам взрослым будет интересно.
Я предлагаю вам сегодня стать участниками деловой игры «Мы и деньги».
Мне сегодня будут нужны 2 команды.
Родители делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Для команд предлагаются задания. Та команда, которая быстро и правильно выполнит задание, зарабатывает 1 рубль. Побеждает тот, кто больше заработает денег.
Задание 1. « Закончи предложение»
Команда, которая быстро и правильно продолжит предложение, зарабатывает 1 рубль.
Люди ходят на базар | велосипед экономит деньги. |
Мотоцикл экономит время, а | взял кредит, внеся залог. |
За сметану, хлеб и сыр, | брали для этого в банке мы ссуду |
И врачу, и акробату | обязательно цена. |
Чтобы партнёров не мучили споры, | там дешевле весь товар. |
Чтобы дом купить я смог, | в кассе чек пробил кассир. |
Мебель купили, одежду, посуду | выдают за труд зарплату. |
На товаре быть должна | пишут юристы для них договоры. |
Задание 2. Как заработать? Начни свой бизнес.
Вы помните сказку « Кот в сапогах»? Как она начинается?
Представьте, что вы получили наследство одна команда - молоток , а другая - ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег.
Задание 3. Реклама. «Делать деньги без рекламы может только монетный двор».Томас Маколей.
Придумайте рекламу для своего бизнеса.
Задание 4. Экономика должна быть экономной, Семейная копилка
Семьи Березкиных и Топольковых мечтают поехать отдыхать на озеро Байкал. Путевка на 1 человека стоит 25000, с проживанием и питанием. Доход семей не позволяет сразу купить путёвки всем членам семьи. Они решили накопить на отдых. Высчитайте, сколько времени им потребуется на осуществление мечты, если….
Семья Березкиных
(отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет)
Доходы: зарплата: отец – 30000, мать – 28000, стипендия: 3000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 9000, прочие траты – 15000.
Экономия бюджета
Семья Топольковых
(отец, мать, дочь15 лет, сын 5 лет, бабушка)
Доходы: зарплата: отец – 38000, мать – 20000, пенсия бабушки: 14000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы: питание – 16000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 5000, прочие траты – 20000.
Экономия бюджета:
Задание 5.Кто последний? Аукцион.
Назовите валюту разных стран.
Команды по очереди называют валюту разных стран, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия.
Задание 6.Храните деньги в банке
Три поросёнка решили построить себе дома. Где взять деньги на строительство- 300 000 руб.?
Ниф – Ниф предложил занять деньги у Волка.
Наф – Наф предложил ограбить Волка.
Нуф – Нуф предложил посоветоваться с Тётушкой Совой.
Сова, выслушав братьев, предложила им пойти в банк и взять денежный кредит.
1. Банк «Перспектива» предлагает кредит на 5 лет под 12% годовых.
2. Банк «Надежный» предлагает кредит на 7 лет под 11%годовых.
Посчитайте, в каком банке выгоднее взять кредит поросятам?
Задание 7. Заплати налоги и спи спокойно
В семье Яшкиных живут мама, папа, бабушка - пенсионерка, сын -студент и дочь- школьница. Недавно их семья получила письмо из налоговой инспекции. Определите, какие налоги и какого уровня они должны заплатить, если они проживают в 4 –х комнатной квартире, она оформлена на маму и папу, папа имеет автомобиль, сын – мотоцикл, бабушка – дачу, гараж оформлен на папу.
Виды налогов федеральные, региональные, местные.
Задание 8. Вопрос на засыпку
Почему родителям нужно вовремя объяснять ребёнку, что такое деньги и как их нужно зарабатывать и экономить?
Вывод: Надеюсь, что деловая игра оказалась полезной, если так, напишите пожалуйста на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы. И помните: деньги – это не смысл жизни, а инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Спасибо за активное участие.
Список литературы:
1.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002. – 80 с.
2.Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
3.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254с.
Интернет ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/delovaia_igra_dlia_roditelei_my_i_dengi
https://multiurok.ru/index.php/files/interaktivnyi-praktikum-dlia-roditelei-po-formirov.html
Предварительный просмотр:
Конспект
интеллектуальной игры
для детей подготовительной к школе группы
«Что? Где? Почем?»
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических представлений.
Задачи:
Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий.
Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.
Воспитывать умение работать в команде.
Материал и оборудование: игровое поле разного цвета, разделенное на 8 секторов; волчок со стрелкой; 8 конвертов с заданиями; бейджик, муляжи монеток); интерактивное оборудование, черный ящик с «денежными» купюрами; школьный пенал, 4 объемных модели изображения школьного пенала; изображение денежной купюры для игры «Собери купюру», материал для рисования.
Ход мероприятия:
Под музыку в зал входят дети.
В.: Мы - веселые ребята,
И не любим мы скучать!
С удовольствием все вместе в
«Что? Где? Почем?» начнем играть.
- Ребята, сегодня нас ждет интересная и увлекательная игра «Что? Где? Почем?». Для игры нам необходима команда и капитан. Команда у нас есть. А каким должен быть капитан? (Ответы детей.) Капитан должен управлять работой команды, выслушивать ответы игроков и решать, какой ответ правильный и кто будет его давать. И так, кого вы предлагаете в капитаны команды? (Дети предлагают кандидатуру, капитану прикрепляется бейджик.) Команда готова к игре (готова).
Дети: Мы команда, а это значит
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе – наш девиз!
А, кто слабее – берегись! (разминка «Башенка»)
В: А сейчас послушайте условия игры. Перед вами стол с 8 секторами, а по середине – волчок со стрелкой; выполняем задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задание дается от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать монетку. Итак, мы начинаем нашу игру. Приглашаем игроков занять свои места.
В.: А начнем мы игру с разминки. Я буду начинать пословицы и поговорки, а вы их продолжайте:
- Один ум хорошо, а два лучше.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Копейка – рубль бережет.
- Копеечка к копеечке – рубль набегает.
- Труд кормит, а лень портит.
- Кончил дело – гуляй смело.
В.: Прошу капитана команды крутить волчок.
Выходите, барабан крутите,
Да умом пошевелите,
На вопросы отвечайте,
Правильные ответы дайте.
В.: 1 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание - первое задание.
Интерактивная дидактическая игра «Хочу и надо».
Воспитатель обращает внимание на предметные картинки, предлагает команде обсудить и выбрать только самое необходимые для жизни человека (яблоко, хлеб, кукла, велосипед, стол, сок, цветы, дом и т.д.). Объяснить свой выбор.
В.: Ответ готов? Проверяем.
(За правильно выполненное задание команда получает вознаграждение).
В.: 2 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание - второе задание.
Работа с игровизором «Кто, что производит?»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий и готовой продукции; соединить, кто что производит (повар у плиты, садовод в саду, портной за швейной машинкой, художник за мольбертом, токарь у станка).
В.: Ответ готов? Проверяем.
(За правильно выполненное задание команда получает вознаграждение).
В.: 3 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание – третье задание.
Игра «Бартерный обмен»
Детям выдается несколько карточек с изображением товаров и ставится задача обменять их на карточки с другим товаром, равноценным.
В.: Ответ готов? Проверяем.
(За правильно выполненное задание команда получает вознаграждение).
В.: 4 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
В.: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Что мы делали - не скажем, а что делали - покажем» («Угадай профессию по движениям»)
В.: 5 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание. Задание.
Блиц – турнир (Ведущий задает вопрос, игроки обсуждают)
Вопросы:
- Когда яблоки дороже – летом или зимой? (зимой)
- Как называются доходы и расходы семьи? (бюджет)
- Какая главная потребность человека? (пища)
- Как называется дом, где живут деньги? (банк)
(За каждый правильный ответ команда получает вознаграждение).
В.: 6 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
В: Внимание! Черный ящик! (Вносят черный ящик)
В.: Отгадайте, что находится в черном ящике: Их делают из бумаги и металла. У одних людей их много, а у других мало. В разных странах их называют по-разному. Отгадайте, что это? (деньги)
В.: Ответ готов? Проверяем.
(За правильно выполненное задание команда получает вознаграждение).
В: 7 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание. Конкурс для капитана «Собери купюру». Задание: капитан должен уложиться во времени и собрать целую денежную купюру.
В.: Задание выполнено? Проверяем.
(За правильно выполненное задание команда получает вознаграждение).
В: 8 раунд. (Звучит музыка «вращения волчка», игрок вращает волчок).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание. Задание! Отадайте загадку:
Где всегда я ручкой
Писать стараюсь лучше
Отдельно друг от дружки
Буковки-подружки? (В тетради)
В.: Вы отгадали загадку правильно, а теперь послушайте задание – вам надо разделиться по - двое и, используя фломастеры, восковые мелки сделать рекламу оформления школьной тетради. (На выполнение задания дается 3 минуты).
Дети за столами выполняют работу, затем демонстрируют свою работу и рассказывают об оформлении.
Воспитатель предлагает команде посчитать количество заработанных денег и сделать покупку в интернет магазине (предлагается купить книгу, конфеты, игру, чипсы, жевательную резинку)
(педагог одобряет выбор детей: книгу можно почитать всем, в игру тоже поиграть всем, конфет мало, на всех не хватит, чипсы и жевательная резинка вредные)
По окончании интеллектуальной игры воспитатель благодарит детей за активное участие и выносит детям выбранную покупку.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по формирование элементарных экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
«Экономика и дети»
Паспорт проекта
1.Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
2.Тема проекта: формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Сроки реализации: сентябрь 2018г — май 2020г.
4. Итоговое мероприятие: Интеллектуальная игра «Где? Что? Почем?»
5. Дата проведения итогового мероприятия:
6. Ф.И.О.педагога: Тушонкова Светлана Петровна.
7. Вид проекта: долгосрочный.
8. Тип проекта: информационно - творческий.
9. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (или лица их заменяющие), воспитатели группы.
Актуальность
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими понятиями, но пока еще на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена, реклама, бартер в соответствии с их возрастными особенностями.
Целью экономического воспитания является социализация ребенка, облегчающая способность ребенка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально – экономических отношений.
Задачи:
- развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
- знакомить детей со значением некоторых экономических понятий (деньги, бюджет и возможности семьи, реклама);
- помочь детям накопить первичный опыт в экономических отношениях;
- способствовать воспитанию нравственно-экономических качеств личности (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и т.д.).
Этапы проекта:
1 этап – организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика и дети».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – практический.
Реализация проектных мероприятий:
1. Проведение проектных мероприятий (игр, развлечений, чтения художественной литературы, бесед, просмотр презентаций, мультфильмов, слайд-шоу и т.д.) согласно реализации проекта.
2. Привлечение родителей в рамках реализации проекта.
3. Размещение информации, отражающей ход реализации проекта через родительские уголки, групповой сайт.
4. Систематизация материалов по сопровождению проекта.
3 этап - заключительный:
1. Обобщение результатов работы по проекту «Экономика и дети».
2. Анализ работы всех участников проектной деятельности.
Формы работы: Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы работы с детьми:
- ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры;
- викторины;
- беседа, обсуждение, дискуссия;
- наблюдения;
- чтение произведений художественной литературы, сказки;
- пословицы и поговорки;
- встречи;
- игра - драматизация;
- решение проблемно – игровых ситуаций;
- экскурсии;
- просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов;
- сюжетно – ролевая игра;
- продуктивная деятельность;
- коллекционирование;
- досуговые мероприятия.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Произведения детской художественной литературы.
4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама» и т.д..
5. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Банк», «Супермаркет», « Кафе», «Город»
6. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Взаимодействие с семьей по реализации проекта:
- анкетирование родителей по экономическому воспитанию детей;
- распространение памяток, буклетов;
- родительское собрание на тему «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- информация об интересных мероприятиях на страницах группового сайта, родительском уголке;
- тематические консультации для родителей;
- оформление фотовыставок;
- рекомендации родителям по чтению произведений детской художественной литературы;
- Деловая игра для родителей по финансовой грамотности;
- помощь родителей в организации экскурсий.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
План проектных мероприятий (Таблица 1,2)
Итог проекта:
Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
- Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
- Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
- Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.
Список использованной литературы:
- А.А.Смоленцева »Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006.
- Курак Е.А. «Экономическое и воспитание дошкольников», Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий, - М.; ТЦ Сфера, 2002.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Шатова А.Д «Экономическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.sotmarket.ru/product/syuzhetno-rolevaya-igra-instrumenty-stroitelnye-3a203.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/delovaia_igra_dlia_roditelei_my_i_dengi
https://multiurok.ru/index.php/files/interaktivnyi-praktikum-dlia-roditelei-po-formirov.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План проектных мероприятий по формированию элементарных экономических представлений
у воспитанников 5-6 лет (1 год обучения)
Таблица 1
Месяц | Образовательная область | Мероприятия | Взаимодействие с семьями детей | Итоговое мероприятие |
Тема «Потребности и возможности человека» | ||||
сентябрь | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) | Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с использованием проблемных ситуаций и вопросов. Цель: расширение представлений о возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения; формирование отрицательного отношения к трусости, глупости, жадности. Обсуждение пословиц и поговорок о жадности и зависти. Д/и «Хочу и надо». Цель: знакомство детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; учить определять разницу между «хочу» и «надо». | Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика и дети». | Игра – путешествие «На необитаемом острове».Цель: закрепление представлений детей о первоочередных потребностях человека; развитие фантазии, воображения. |
Октябрь | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Сивка-бурка» с использованием проблемных вопросов. Цель: формирование представлений о взаимосвязи потребностей и возможностей; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиваться успеха в любом деле. Интерактивная дид. Игра «Что важнее?». Цель: закрепление умения ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно-необходимые предметы»; умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. | Анкетирование «Экономическое воспитание детей» | ||
Ноябрь | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Как коза избушку построила» Цель: знакомство с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развитие умения добиваться намеченной цели. Д/и: «Заветные желания». Цель: закрепление представлений о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных потребностей, развивать связную речь. | |||
Декабрь | Просмотр мультфильма В. Катаева «Цветик – семицветик». Цель: расширение представлений о потребностях и возможностях; развитие способности к установлению взаимосвязи между этими категориями. Моделирование произведения В. Катаева «Цветик – семицветик». Задачи: учить детей по картинкам-схемам составлять описательный рассказ, помочь им понять значимость жизненно важных потребностей; воспитывать чувство благодарности к тем людям, которые прилагают максимум усилий, чтобы помочь другим. Дид. Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь». Цель: закрепление представлений детей о первоочередных нуждах человека; формирование разумного поведения в различных жизненных ситуациях. | |||
Тема «Производители и ресурсы» | ||||
январь | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Художественно – эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Задачи: формировать представления о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. Интерактивная дид.игра «Кто – что производит?». Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения. Экскурсия на пекарню. Цель: развитие познавательной активности детей. | Беседа родителей с детьми о своей профессии, ее необходимости и результатах труда. Родительское собрание на тему «Экономическое воспитание в семье» Просмотр презентации «Экономика и дети» Творческая мастерская по изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевым играм. | Участие в конкурсе детского творчества «Безопасность на производстве» Цель: развитие творческих способностей. Квест – игра «Знатоки профессий» Цель: развитие общения, взаимодействия детей, самостоятельности. Создание панно «Ресурсы».
|
Февраль | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Как старик домовничал». Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономного) ведения домашнего хозяйства, распределения обязанностей. Рисование«Кем работают мои родители». Цель: расширение представлений детей о профессиях и трудовых действиях родителей; воспитание интереса, уважения к труду взрослых. | Оформление фотовыставки «Профессии наших пап» | ||
Март | Чтение и обсуждение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Цель: формирование понимания, что труд – необходимое условие экономического благополучия человека (семьи); развитие умения высказывать оценочные суждения о поступках героев сказки. Интерактивная д/и «Кому что нужно?». Цель: закрепление представлений детей о орудий труда людей разных профессий. Работа над загадками о профессиях. | Анкетирование «Участие детей в домашних делах» Консультация «Домашние обязанности детей» Оформление фотовыставки «Кем работают наши мамы» | ||
Апрель | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Царевна лягушка». Цель: расширение представлений о разнообразии профессий, качестве продукции. Просмотр слайд – шоу «Назови профессии». Цель: расширение кругозора детей. | |||
Май | Драматизация английской сказки «Три поросенка» с обсуждением проблемных ситуаций. Цель: формирование хозяйского подхода к использованию природных ресурсов. Дискуссия «Кто трудится, кто играет?». Цель: закрепление представлений детей о различии трудовой и игровой деятельности. |
План проектных мероприятий по формированию элементарных экономических представлений
у воспитанников 6-7 лет (2 год обучения)
Таблица 2
месяц | Образовательная область | Организация образовательной области | Взаимодействие с семьями детей | Итоговое мероприятие |
Тема «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена» | ||||
Сентябрь | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) | Просмотр мультфильма В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» с обсуждением проблемных ситуаций. Задачи: познакомить детей с проблемой выбора; учить делать выбор. Д/и «Что дешевле». Цель: формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развитие самостоятельности в выборе решения. Интерактивная дид. игра «Кому, что подарим?». Цель: развитие умения правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор. | Выставка рисунков на тему «Подарок другу». | |
Октябрь | Беседа по произведению В. Катаева «Цветик - семицветик». Задачи: помочь детям понять, почему невозможно удовлетворить все потребности, как приходится поступать, от чего приходится отказываться, делая свой выбор; формировать представления о цене выбора; развивать у детей доброту и милосердие. Проведение подвижных игр по выбору. Цель: развивать умение детей делать выбор. Решение проблемных ситуаций морального выбора. Д/и «Что быстрее купят?». Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. | Оформление странички на групповом сайте «Полезные экономические навыки» | ||
Тема «Деньги. Семейный бюджет» | ||||
Ноябрь | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Художественно-эстетическое развитие | Просмотр презентации «История происхождения денег». Цель: расширение кругозора детей. Беседа «Копилка». Цель: закрепление понятия о накоплении денежных средств. Рассматривание наглядности «Какие бывают деньги?». Цель: знакомство детей с разнообразием денежных знаков в разных странах; помочь детям понять ценность денежных знаков. Экскурсия в банк. Цель: формирование представлений детей о работе сотрудников банка; познакомить с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, и объяснить их значение (банкомат, пластиковая карточка, пин-код, табло и т.д.); показать как с помощью банковской карты можно пользоваться деньгами. Дид.игра «Монополия». Задачи: учить детей зарабатывать больше всех денег, пока один из игроков не станет банкротом; развивать сообразительность. Беседа-обсуждение пословиц и поговорок. Продуктивная деятельность: рисование «Бумажные деньги для игры», «Пластиковая карта». Задачи: формировать представления детей о бумажных купюрах и пластиковых картах; развивать творческие способности детей. Лепка «Изготовление монет». Задача: формировать представления детей о монетах, развивать творческое воображение. Встречи с интересными людьми (коллекционером монет). Цель: развитие интереса к коллекционированию | Творческая мастерская оформление ЛЭПБУКА «ЭКОНОМИКА» | Создание коллекции монет Цель:развитие любознательности, интереса и познавательной мотивации. |
Декабрь | Чтение и обсуждение грузинской сказки «Заработанный рубль». Задачи: формировать представление о значении труда, как средстве зарабатывания денег, положительное отношение к тем, кто добросовестно трудится. Беседа «Семейный бюджет. Что это такое?». Задачи: познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; формировать представление о необходимости рациональной траты денег; развивать умение соотносить свои запросы с возможностями. Игра-диалог «Доходы и расходы семьи». Задачи: предложить детям определить, является ли названное доходом, или же расходом семьи,; обосновать свой выбор. Беседа-обсуждение «Личный бюджет и карманные деньги». Задачи: объяснить детям, что такое личный бюджет и карманные деньги; показать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Сюжетно-ролевая игра «Банк и банкомат». | Буклет «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям» | ||
Январь | Решение проблемно – игровой ситуации «Новогодний подарок». Задачи: формировать представление детей о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью; воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям. Интерактивная дид. игра «Какие бывают доходы?». задачи: уточнить представления детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). Игра «Хорошо и плохо». Цель: формирование представлений детей о разновидностях доходов. | Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк и банкомат». Помощь в создании коллекции денег «Музей денег». Организация экскурсии в сбербанк. Деловая игра по финансовой грамотности для родителей «Мы и деньги» | ||
Тема «Натуральный обмен. Бартер» | ||||
Февраль | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) | Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Цель: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости. Проблемно - игровая ситуация «Бартер». Цель: расширять представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми. | Игра-занятие «Путешествие товаров». Цель: расширение кругозора детей, познавательных интересов, способности делать простейшие выводы. | |
Март | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Мена». Задачи: уточнить представления детей об операции взаимообмена товарами; развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках; вызвать осуждение глупости. Решение примеров из жизни детей. Игра «Обмен товарами». Задачи: раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких-либо товарах. | |||
Тема «Реклама» | ||||
Апрель | Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) Художественно – эстетическое развитие(изобразительная деятельность). Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе) | Просмотр мультфильма и обсуждение «Как старик корову продавал». Задачи: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Просмотр слайд-шоу «Что такое реклама? Её виды». Задачи: познакомить детей с разными видами рекламы (щитовая, движущая, радио-теле-реклама, газетные объявления); развивать у детей способность критически оценивать рекламу. Просмотр презентации «История рекламы от древности до наших дней». Проблемная ситуация «Что можно узнать о товаре?». Цель: развитие познавательной мотивации. Выставка продуктивной деятельности «Придумаем рекламу детскому саду». Цель: развитие творческих способностей. Творческая игра «Рекламное агентство». | Оформление ширмы – передвижки «Реклама в жизни детей» | Интеллектуальная игра«Где?Что? Почем?» Цель: закрепление первичных представлений детей об экономических понятиях, развитие любознательности и познавательной мотивации. |
Май | Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Цель: формирование представлений о профессии рекламного агента. Игра «Кто помогает создавать рекламу?». Цель: знакомство детей с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающими рекламу; обратить внимание на их личностные качества. Д/и «Угадай, какая это профессия». Цель: уточнение представлений детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Экскурсия по улице Ленина. Цель: рассматривание рекламы на баннерах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...
Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"
В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания. знания ...
Экономика и дети.
Советы родителям....
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Познавательно-развлекательная игра по экономике «В гостях у гномика Экономика» для детей дошкольного возраста.
Формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни....
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы
Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....