«Сказка – в мире математики»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание в подготовительной группе – Как привить интерес к математике.

«Сказка – в мире математики»

Цель: подведение родителей к выводу о том, что сказка играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: расширять представления родителей о роли сказки в воспитании ребенка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать умение играть в математические игры на основе знакомых сказок;

воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: мастер - класс.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

1. Изучение игровых интересов семей в направлении математики.

2. Подготовка выставки занимательных тетрадей по ФЭМП, картотеки игр.

3. Подготовка фотовыставки «Учимся дома».

4. Подготовить буклеты по теме собрания.

5. Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Роль сказки в математическом развитии.

3. Мастер-класс.

4. Из опыта семейного воспитания.

5. Решение собрания

Ход мероприятия

Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сказка

Начинаем наш рассказ:

Жил-был гномик – это раз,

Два: у гнома был сундук,

Три: в нем кто-то жил – тук-тук!

А четыре: этот кто-то

Ночью бегал на болото!

Пять: он лешего дразнил,

Шесть: наш гном его ловил!

Семь: на ветре гном летал,

Восемь: филин хохотал!

Девять: кто-то испугался,


Десять: сам в сундук забрался!

Гном домой сундук забрал,

До утра спокойно спал!

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Но с этими словами можно и не согласиться. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать художественные произведения, в частности сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Но просто читать сказки – этого мало. Можно в старших группах попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений предлагается детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием


способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».

Таким образом, использование элементов сказки поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.

Мастер-класс.

-Уважаемые, родители, мы предлагаем вам отправиться в путешествие в мир математики вместе со сказкой. На наших занятиях всегда присутствует сказочный герой или мы выполняем сказочные задания.

1 задание

Собрать из геометрических фигур целую картинку и вы узнаете по какой сказке начнется наше путешествие.( «Три медведя»)

2 задание

Маша шла по лесной дорожке и увидела полянку с цветами на которой росли синие и красные цветочки. Маша решила собрать букет. В букете было 5 красных цветов и 2 синих.

Каких цветов в букете было больше? На сколько больше?

Сколько цветов было в букете?

3 задание

На своем пути Маша встретила домик. Он был большой с крылечком и трубой.

Постройте домик из геометрических фигур.

4 задание

Маша зашла в дом и увидела три стула разной высоты.

Постройте стулья разной высоты из счетных палочек.

5 задание

На столе Маша заметила три чашки разного размера. Она попробовала сначала похлебку из большой чашки, затем из средней и наконец, из самой маленькой.

Расставьте чашки в том порядке убывания.

6 задание

В домике была еще одна комната. Маша решила заглянуть туда. В комнате стояли три кровати. Высокая и широкая, Пониже и поуже, самая низкая, самая узкая.

Соберите кровати из геометрических форм.

7 задание

Маша очень устала поэтому легла спать на саму. Низкую кровать.

Она не знала, что в домике жили три медведя. Они как раз в это время вернулись с прогулки. Сначала в домик забежал Мишутка самый маленький, за ним поспешила Настасья Петровна она была побольше Мишутка и последним важно прошел большой медведь Михайло Иванович.

Разложите героев порядке возрастания.


Медведи увидели незваную гостью и разбудили. Маша очень испугалась, выскочила в окно и убежала домой.

На таком занятии мы закрепили счет и сравнение, решили задачу, закрепили знание геометрических фигур и форм, выполнили логическое задание, складывали предметы в порядке возрастания и убывания.

- А сейчас мы предоставляем слово родителя, которые поделятся опытом работы по развитию математических представлений дома.

Из опыта семейного воспитания

Работа с родителями по подготовке выступлений проводится заранее, за несколько дней до собрания.

Решение собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании развитии детей направить усилия на решение следующей задачи:

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ним прочитанное;

- помогать детям решать задачи и задания на основе сказок, придумывать математические сказки

- в каждой семье найти время для организации семейного математического досуга;

- руководствоваться советами опытных родителей, воспитателей и психологов.

Картотека игр.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве. Ведущий предлагает детям нарисовать картину по сказке «Колобок». Все вместе продумывают ее сюжет: домик с крылечком и трубой, рядом с домиком лавочка и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. Детям предлагается взять колобка и положить его пор заданию.В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между,

«Машина для кота Леопольда»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Угадай, какое число пропущено»


Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них сказочных героев.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

«В какой корзине больше пирожков.»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Материал. 2 корзинки, в одной из них 6 больших пирожков (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких овалов.

Содержание. В. показывает детям две корзинки с пирожками, которые Красная шапочка понесла бабушке и предлагает им угадать, в какой из них больше пирожков, если в одной 6 больших пирожков, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Давайте, заменим пирожки овалами. Маленькие овалы-маленькие пирожки, а большие овалы - большие пирожки. Сравнение и уравнивание пирожков.

«12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах. Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание: В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают


картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

«Бабушкин подарок»

Цель: учить делит на 2 равные части.

Содержание. В. рассказывает: «Бабушка подарила Лене плитку шоколада. К Лене пришла подружка, Лена захотела ее угостить. Что она сделала Правильно, дети, Лена разделила плитку шоколада на 2 равные части. Половину плитки она дала подружке, а вторую съела сама. Подружки захотели рисовать, а лист бумаги у них был один»(Показывает лист бумаги). Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на две равные части. Кто знает, как надо разделить лист бумаги на 2 части? (Желающий делит). На сколько частей Аня разделила лист? Правильно она сложила лист пополам и разделила на 2 час Равные ли это числа? (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края листа совпадают, значит, они равны).

В. предлагает кому-либо из детей показать одну из 2-х равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно одна из 2 равных частей называется половина. Сколько всего половин? Что больше целый лист или половина? (Что меньше?) Сейчас я разрежу лис пополам, ровно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для детей 5-7 лет"

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для дошкольников...

"Сказка в мире математики"

Мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «В мире математики»

Подготовила воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Сидорова Светлана Николаевна...

Конспект НОД по математике в мире математики

Конспект предназначен для детей подготовительной группы в конце года на закрепление пройденного материала....

Родительское собрание в подготовительной группе: «Сказка – в мире математики»

Задачи: - расширять представления родителей о роли сказки в воспитанииребенка; - способствовать самообразованию родителей; -  прививать  умение  играть    ...

Цикл конспектов по математике "Мы в мире математики"

Проводя данные занятия мы учим называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; учим геометрические фигуры. Закрепляем навыки количественного и порядкового счета....