Статья "Развитие познавательных интересов у дошкольников" Чуенковой Лилии Витальевны школа 2120 Д8 Москва
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимся у ребенка представлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Развитие познавательных интересов у дошкольников.
Чуенкова Лилия Витальевна
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Любознательность и познавательные интересы у дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции , вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес –признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах , свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность , найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи . Переживаемые при этом положительные эмоции -удивление , радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, -создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерс связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал , быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи.
Образовательный процесс, организуемый в группе, предусматривает различные виды деятельности, направленные на разностороннее развитие детей:
- игровая деятельность, реализующаяся через занятия в центрах активности;
- продуктивная деятельность (изобразительная, конструктивная);
- восприятие художественной литературы;
- восприятие музыки и музицирование;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- развитие элементарных математических представлений;
- овладение основами грамоты;
- практическая бытовая деятельность детей по самообслуживанию.
Каждая ситуация общения воспитателя с детьми и самих детей строится и индивидуально, и совместно. Все виды деятельности, организуемые педагогами, становятся культурными практиками детей, в которых они осваивают нормы взаимодействия. Такие практики вводят ребенка в жизнь, в культурный мир, обеспечивая условия для его образования и развития как активного культурного субъекта деятельности.
На познавательных занятиях старших дошкольников в детском саду детей можно познакомить с особенностями различных физических явлений, закономерностями неживой природы.Знакомство детей с тем, что их окружает, может стать не только источником новых знаний, но и мощным стимуломдля развития исследовательских способностей.
Начинать занятия по изучению родной природы и явлений желательно с учетом смены времен года.
Наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Ежедневные наблюдения обогащают представления детей о мире природы, о труде и взаимоотношениях людей, учат видеть красоту.
Детей следует поощрять в их анализе, сравнении и обобщении увиденного и собственной деятельности, а также в выполнении разнообразных движений по ориентировке на местности, в воспроизведении действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира. Всё это оставляет в сознании ребенка яркие впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом
На примерах реальной жизнедеятельности надо учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях.
Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются.
Наша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными. Помощь эту мы оказываем первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, мы учитываем возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в ввиду ее формулировка и отбор материала. Одна и та же проблема решается детьми разного возраста, на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины.
При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
- Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Опыт работы показывает: элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Откуда берутся снег и лед? Почему идут дожди и бывают туманы? Где ночует солнце? И как получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она и вправду круглая и вертится? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому важно познакомить детей с элементарными физическими явлениями (о неживой природе), помочь установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений.
При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, педагог должен опираться на такое положение: изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергаться воздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом, занятия, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений. Обеспечивая полноценность приобретенных знаний, педагог создает условия для самостоятельного открытия ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка с интересом, школа 2120 ДОП 5 группа "Лучики" г. Московский
На нашей детской образовательной площадке № 5 ГБОУ Школы № 2120 г. Московский проходит конкурс между воспитателями - "Прогулка с интересом".Мы сочли, что несправедливо будет разделять на одн...
Отчет по самообразованию воспитателя группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва - Титовой Альбины Револеновны, по технике нетрадиционного рисования.
Развитие интереса к рисованию в работе с детьми группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва, среднего дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования....
План по самообразованию воспитателя Титовой Альбины Револеновны по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной группе №2 «Цветочек» школы 2120 Д8 г. Москва
Тема: «Развитие интереса к рисованию в работе с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования»....
План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва
План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...
Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва
Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе....
Статья по чтению художественной литературы стихотворение "Снегирь" Агнии Барто Чуенковой Лилии Витальевны воспитателя ГБОУ 2120
Эта статья-небольшой анализ известного художественного произведения, предназначенная для осмысления стихотворения и совместной беседы взрослого с ребенком....
Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему: «КОСМОС»
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Цель: формирование у ст...