"Обучение грамоте детей с ТНР" (консультация для родителей и воспитателей)
консультация (старшая, подготовительная группа)

Скиба Кристина Мироновна

Данный материал будет полезен как родителям, так и воспитателям логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_gramote.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение грамоте»

Консультация для родителей и воспитателей

1. Главное правило при обучении грамоте: согласные буквы называем без призвука «э», то есть не «бэ» или «эм», а «б», «м». Это поможет предотвратить возможные проблемы при обучении чтению, когда вместо слога МА ребенок будет читать ЭМ-А или МЭ-А.

2. У каждого звука есть своя буква. У звука [А] есть буква А, у звука [Б] – буква Б и т.д.

3. Звук – это то, что мы слышим, его можно услышать или произнести; буква – то, что мы видим, ее можно прочитать или написать самому.

4. Гласные – звуки, которые можно долго петь тянуть, они произносятся легко и свободно (звуки А, О, У, И, Ы, Э). Гласные буквы обозначаются красным цветом.

5. Согласные – звуки, при произнесении которых на пути воздушной струи во рту возникает какая-нибудь «преграда» - язык, губы, зубы. Например, при произнесении звука [М] губы плотно сжимаются, мешая свободно пройти воздушной струе.

6. Согласные бывают твердыми и мягкими. Например, буква М обозначает 2 звука: твердый [М], как в словах МУХА, МАК и т.д., и мягкий звук [Мь], как в словах МЁД, МЕЛ и т.д. Твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие звуки – зеленым, поэтому букву М нужно раскрасить двумя цветами – половину синим, половину зеленым цветом.

Есть буквы, которые обозначают только твердые звуки – Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие – Й,Ч, Щ.

7. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Звонкость-глухость звука можно определить так: произнести звук, приложив ладонь к горлу. Если чувствуется вибрация, «горлышко звенит» - звук звонкий (М, Р, Д, Л, Г и т.д.). Если вибрация не ощущается, «горлышко молчит» - звук глухой (Т, Х, К, П и т.д.)

Парные согласные – это звуки, одинаковые по артикуляции (произношению), отличающиеся по глухости-звонкости (Б-П, Г-К, Д-Т, В-Ф, З-С, Ж-Ш).

8. Обучение чтению начинается с чтения «дорожек»: необходимо длительно произнести звуки, ведя пальчиком по дорожке: длительно (ммммма), менее длительно, а затем произнести получившийся слог, например:

М______________________А

М____________А

МА

Далее ребенку предлагается чтение слогов, слов разной слоговой структуры. Очень важно всегда напоминать ребенку следить пальчиком за прочитанным. 

Основная единица чтения – слог.

Для более успешного овладения навыками чтения предлагаем ребенку подчеркивать карандашом прочитанное: слог подчеркивается скобкой, отдельная буква – точкой. Помним, что отдельная гласная – тоже слог. Примеры:

О-СА

КО-Т

А-ИСТ

ГО-РА

ТОРТ

9. Определение места звука в слове. Любое слово можно представить в виде поезда, в котором есть начало, середина и конец.

Пример: Определить место звука [А] в словах.

АРБУЗ                            ЛУНА                             МАК.

10. Выполнить звуко-буквенный анализ. Пример: выполнить звуко-буквенный анализ слова ПОНИ. Первый звук в этом слове – П: согласный, твердый, значит первый кружочек раскрашиваем синим. Второй звук – О: гласный, кружочек раскрашиваем красным. Третий звук – Нь: согласный, мягкий, кружочек раскрашиваем зеленым. Последний звук – И: гласный, кружочек раскрашиваем красным.

П  О  Н  И

11. Йотированные гласные (Я, Е, Ё, Ю) – это буквы, которые обозначают по 2 звука (например, буква Я обозначает 2 звука – мягкий звук [Й] и гласный звук [А]) в начале слова (ЯМА), после других гласных (МАЯК), после Ь и Ъ (КОЛЬЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ). После согласных эти буквы обозначают 1 звук (например, в слове МЯЧ буква Я обозначает 1 звук [А]).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста: работа с родителями

В материале представлены конспекты беседы с родителями детей дошкольного возраста, а также тест и анкета, определяющие уровень готовности ребенка к обучению грамоте....

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...