Консультация для воспитателей "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с ОНР"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей логопедических групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 16.06 КБ |
prilozhenie_no_8_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10»
города Аши Челябинской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Подготовила:
С.А. Вылегжанина
учитель-логопед I категории
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
- выработать у детей навык полноценной продуктивной деятельности;
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;
- развивать связную речь;
- предупредить нарушения письма и чтения.
Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов. Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Помимо традиционных пособий по обучению грамоте (кружки или квадраты синего, зеленого и красного цветов, полоски различной длины, звуковые домики), предлагаю использовать пособия, изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, можно сделать из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок, клубнички, грибы – мухоморы (с красной шляпкой) и т.д. Для обозначения твердых согласных звуков можно использовать камешки, кусочки дерева, пуговицы, шишки, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагаю использовать кусочки ваты, меха, перышки. Также рекомендую использовать разрезные на части пластиковые трубочки для коктейля (соответствующих цветов). Это же трубочки можно использовать при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.
Для лучшего запоминания образа буквы предлагаю использовать шнурки, зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, водичкой на доске, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь. Также детям нравится разгадывать изографы (когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого-либо предмета).
При составлении слов из букв дети могут выполнять задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывать картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.
Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывать мотивацию к учебной деятельности.
Литература:
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыками звукового анализа. – СПб., 2000 г.
- Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М., 2009 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М., 2004 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10»
города Аши Челябинской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Подготовила:
С.А. Вылегжанина
учитель-логопед I категории
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
- выработать у детей навык полноценной продуктивной деятельности;
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;
- развивать связную речь;
- предупредить нарушения письма и чтения.
Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов. Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Помимо традиционных пособий по обучению грамоте (кружки или квадраты синего, зеленого и красного цветов, полоски различной длины, звуковые домики), предлагаю использовать пособия, изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, можно сделать из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок, клубнички, грибы – мухоморы (с красной шляпкой) и т.д. Для обозначения твердых согласных звуков можно использовать камешки, кусочки дерева, пуговицы, шишки, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагаю использовать кусочки ваты, меха, перышки. Также рекомендую использовать разрезные на части пластиковые трубочки для коктейля (соответствующих цветов). Это же трубочки можно использовать при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.
Для лучшего запоминания образа буквы предлагаю использовать шнурки, зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, водичкой на доске, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь. Также детям нравится разгадывать изографы (когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого-либо предмета).
При составлении слов из букв дети могут выполнять задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывать картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.
Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывать мотивацию к учебной деятельности.
Литература:
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыками звукового анализа. – СПб., 2000 г.
- Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М., 2009 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М., 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"
В консультации приводятся примеры использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...
Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)
Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с ОНР"
Консультация для воспитателей логопедических групп...
Консультация для родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей«Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста». Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребе...
Консультация для педагогов "«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"
quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...
Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей. В данном материале представлены игры, направленные на подготовку к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста. В эти игры родители могут играть со свои...