Статья "Первый раз в детский сад".
статья (младшая группа)

Все волнения по поводу выбора детского сада, получения направления уже позади.Но встает вопрос как же ваш такой маленький малыш привыкнет к новой для него обстановке? Как облегчить ему так называемый период адаптации?...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pervyy_raz_v_detskiy_sad.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в детский сад

Все волнения по поводу выбора детского сада, получение направления уже позади. Но встает вопрос как же ваш такой маленький малыш привыкнет к новой для него обстановке? Как облегчить ему, так называемый период адаптации?

ИТАК, чтобы малыш вступил в неё увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.

Факторы, влияющие на ход и результат адаптации

Самое главное положительный настрой всех членов семьи! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними.

Возраст

Нашим малышам на момент поступления в детский сад всем исполнилось 2 года, кому-то скоро 3. Малыш уже чувствует себя вполне самостоятельным - казалось бы, детсад может стать отличным местом для самореализации. Но не стоит забывать о том, что именно сейчас ребенок вступает в период «кризиса трехлетия». Поддавшись соблазну отдать вечно ноющего и качающего права капризулю в крепкие руки педагогов, родители рискуют упустить возможность наладить с ребенком нормальные отношения. Для того чтобы этого не произошло, очень важно соблюдать разумный баланс между садовской и домашней реальностями - не оставлять чадо в саду допоздна и уделять максимальное количество времени общению и совместным играм.

Темперамент

Некоторые дети с трудом приспосабливаются к графику садовской жизни из-за особенностей своего темперамента. Именно родителям придется заниматься постепенным «разогревом» меланхолика или флегматика и «охлаждением» сангвиника или холерика.

Навыки самообслуживания

У малыша, который умеет одеваться, есть ложкой и ходить на горшок, шансы на успешную адаптацию значительно выше, чем у его неподготовленного ровесника. Дело в том, что все эти нехитрые умения позволяют ребенку держать ситуацию под контролем и не чувствовать себя беспомощным "беби-борном", с которым играют чужие тети. В большинстве случаев хорошо развитые навыки самообслуживания компенсируют проблемы, вызванные особенностями темперамента.

Готовность ребенка к предметной деятельности и общению с окружающими.

Малышу легче адаптироваться, если он владеет навыками ситуативно-делового общения, готов сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе элементарной игровой деятельности, инициативен, активен, самостоятелен в процессе данного взаимодействия. Если в условиях семьи с ребенком играли мало, преимущество отдавали только эмоциональным контактам, то в детском саду такой ребенок будет испытывать недостаток внимания и чувствовать себя одиноко. Если в семье малыша научили действовать с игрушками, он обладает элементарными обследовательскими умениями, то отвлечься от ситуации разлуки со значимыми взрослыми ему будет значительно легче.

Готовность ребенка сотрудничать со сверстниками

Период раннего возраста является благоприятным для развития положительного отношения малыша к сверстникам. Ребенок, не владеющий умениями устанавливать контакты с другими детьми, не готовый положительно реагировать на желание ровесника поиграть с ним или рядом, взять на время игрушку, тяжелее адаптируется к условиям детского сада.

Особенности прохождения адаптации у малышей

Как правило, в первые дни ребенок воспринимает сад благосклонно: он с удовольствием играет с общими игрушками, радостно открывает дверь своего шкафчика. Но это чувство быстро проходит, и, в конце концов, малыш понимает, что он приходит сюда не просто в гости. Вот тогда-то и начинаются слезы! Даже когда критический период проходит, ребенок все равно не получает от посещения сада никаких положительных эмоций, его день занят исключительно ожиданием родительницы.

Возможные причины. Папа с мамой убеждают малыша в том, что садик - это место, где можно весело играть с ребятами. Но вот про моменты, на которых полагается слушать воспитателя, быть усидчивым и серьезным, взрослые почему-то забывают (моем руки, сидим за столом).

Что делать. Объясните ребенку, что «уроки» это не прихоть занудных воспитателей, а действительно неотъемлемая и весьма полезная часть детсадовской жизни.

«Мамин хвостик» Ребенка все устраивает: и игрушки, и дети, и воспитатели, и режим. Правда, использовать все эти приятные «опции» он готов только в комплекте с любимой мамочкой. Но родительница почему-то пытается как можно скорее покинуть садик! Куда и зачем уходит мама? Разве им плохо было вместе?

Возможные причины. Родители внушают ребенку, что ему необходимо ежедневно посещать детсад, но вот зачем это нужно делать, не объясняют. В результате у малыша возникает очень неприятное ощущение. «В жизни взрослых появилось что-то важное, - думает он, - а я этому мешаю, и поэтому на некоторое время они пытаются избавиться от меня».

Что делать. Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ребенок воспринимал посещение детского сада не как «передержку», а как важное и нужное ему самому дело.

1) Объясните ребенку, что соглашаясь оставаться в саду, он помогает родителям зарабатывать деньги, без которых не получится ни поесть, ни одеться, ни по телефону поговорить!

2) Придумайте ритуал прощания, способный успокоить и развеселить ребенка. «Целуйтесь» носами, как эскимосы, обнимайтесь, играйте в ладушки, наконец! Нехитрый набор однообразных действий станет для малыша своеобразной гарантией того, что день пройдет хорошо.

3) Воспринимайте утренний плач ребенка при прощании не как сигнал SOS, а как форму выражения сожаления из-за предстоящей разлуки. Спокойно скажите наследнику, что тоже будете скучать, обязательно вернетесь, как только сможете, и сразу же уходите! При твердом следовании этой стратегии утренние протесты довольно быстро сойдут на нет.

4) Не допускайте, чтобы воспитатель «отдирал» от вас ребенка: если малыш вцепился в вашу юбку мертвой хваткой, погладьте его по спинке, поцелуйте и сами передайте педагогу. Таким образом, вы дадите понять ребенку, что держите ситуацию под контролем и вполне доверяете этой чужой тете.

5) Психологи советуют увеличивать время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 4 часов. Старайтесь, чтобы малыш не оставался последним в группе.

Четкий режим дня, непривычная атмосфера в детском саду, новые требования к ребёнку, отсутствие родителей – всё это приводит к появлению у ребёнка психоэмоционального напряжения. Новые условия детского сада для ребёнка – это в той или иной степени стресс и психическое напряжение. А стресс для ребёнка должен быть один – это начало адаптации ребёнка к ДОУ!!! Не отучайте ребёнка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребёнка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Несколько советов

Максимально сделайте похожим домашний режим на распорядок жизни в детском саду.

Формируйте у ребёнка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать.

Ребёнку в саду будет очень трудно перестроиться, если дома вы засыпаете вместе, если вы всё ещё кормите ребёнка грудью или из бутылочки, если ваш ребёнок ходит в памперсе и не знает, что такое горшок, если он абсолютно не подготовлен к разлуке с родителями.

Безусловно, слезы в первое время неизбежны. Психологи советуют увеличивать время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 4 часов.

И вот через какое-то время вы первый раз оставили ребенка на сон. Новый виток слез при расставании с мамой возможен, но не обязательно. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально.

Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит, всегда спрашивайте его, что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались…

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребёнка называйте их по имени. Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

Чем лучше ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к новым условиям.

Болезни, возможно даже частые, первый год неизбежны. Наберитесь терпения. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. К сожалению, будут и слёзы, и частые болезни. Иллюзии на этот счёт могут привести лишь к дополнительным стрессам.

Создайте условия для спокойного отдыха ребёнка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует ещё больше перегружать его нервную систему.

В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что- то не понравилось. Если ребёнку придётся ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Можно позволить ему поспать чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребёнку требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребёнок слишком поздно ложится вечером.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребёнка, гладьте его по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успех , больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский сад.

Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойная мама – спокойный малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и ещё больше расстраивается.

Дома и саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, НО уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.

Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему было неуютно и немножко страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернётся!

Пусть ребёнка в детский сад отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Замечено, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а с другим никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно говорите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит остаться в детском саду полдня.

Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребёнок переживает.

И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Главная ошибка

Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда, вопреки рекомендациям педагогов, стремятся оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры). Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У нас нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка.

Статья подготовлена по материалам психолога Анны Быковой и другим материалам из открытых интернет источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...