Собрание в первой младшей группе Тема: «Руки учат говорить».
материал (младшая группа) по теме

Москаленко Валентина Николаевна

Собрание в первой младшей группе

Тема:   «Руки учат говорить».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание в первой младшей группе

Тема:   «Руки учат говорить».

  1. Цель:
    •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
    •    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
    •    научить родителей  играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
  2. Подготовительная работа:
    1.    Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
    2.   Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
    3.    Организация выставки развивающих игр.

Оборудование:

  1. •    Плакаты с высказываниями:
  2. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).                         
  3. «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).                                                                     
  4. «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).
    •    описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
    •    леска, макаронные изделия для практического упражнения по моторике рук

Ход собрания:

Тема нашего собрания  посвящена  – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

1.Что такое  мелкая моторика  и её роль в развитии ребенка.

  1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

 «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Две значимых моторики.

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?


Остановимся подробнее на мелкой моторике.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующиq этой точке орган человека.

От пальчиков – к голове.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

 

Стартуем с пеленок.

Находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает? мозга взрослого человека. Из сказанного можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей раннего возраста в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением.
Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.
В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

 Бабушкин рецепт.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

2. Совместная деятельность педагога с детьми, упражнения развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук в программе д/с.


              В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами:
  1. раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
  2. нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
  3.  застёгивание и расстёгивание пуговиц,
  4. игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  5. шнуровка
  6. пазлы
  7. куклы –ходилки
  8. пальчиковый театр «Сорока»
  1. Изобразительная деятельность:
  1. лепка из пластилина и глины,
  2. раскрашивание картинок,
  3. обведение контуров,
  4. штриховка,
  5. рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой)
  6. поделки из природного материала и т.д.

3.Практические упражнения, советы по мелкой моторике.

  1. Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
    «Пальчиковый бассейн»
    Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
    «Пальчики здороваются»
    Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.
    «Резиночка»
    Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.
    «Рисунок на крупе»
    Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
    «Спрячь платочек»    
    Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
    «Прикрепи прищепки»
    На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.
    Прикреплю прищепки ловко
    Я на мамину верёвку.
    «На лыжах»
    На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.
    Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
    Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы холодной зимы.
    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
    «Котёнок кусается»
    Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
    Сильно кусает котёнок глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    Но я, же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
    (Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).

Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.

        Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

                        Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

                     Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

  1. Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

4. Открывать почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.89. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

10. Помогать перебирать крупу.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

14. Вытирать пыль, ничего не упуская.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

17. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

  1.     Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

  1. Попросите ребенка перекатывать в ладонях граненый карандаш (на прогулке-палочку), неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

  1. Нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая сначала красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше, поменьше… Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме.

  1. Неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.

  1. Подвесьте на ниточке бусину или небольшую пуговицу. Задача: каждым пальцем поочередно щелкать по «мишени».

  1. Займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях. Пусть ребенок скатает шарики и затем расплющит их в лепешки большим и указательными пальцами. Затем пусть скатает жгутики и вылепит из них маленькие бублички, кренделечки, сплетет канатик или косичку. Дайте задание вылепить из шариков морковку, банан, грибок и т. д. А можно сделать маленький тортик в виде шайбы и украсить его по краю тоненьким жгутиком. На середине будут «розы» - совсем маленькие катышки. Возможно, удастся вылепить змею и украсить ее пятнышками, свернуть в кольцо.

  1. Ребенок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец. Иногда его высота производит впечатление. Можно выкладывать из спичек различные фигуры: треугольники, квадраты, буквы и цифры. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.

  1. Попросите ребенка сильно сжать вашу руку, поразгибать ваши пальцы и т. д.

4. Практическая часть.

  1. Предложить родителям упражнение по развитию мелкой моторики ру: «Собрать на нитку бусы из макарон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Руки учат говорить" Г.Урадовских.

Кружковая деятельность  по развитию речи. Годовое планирование на 2015-2016 год....

Конспект занятия на тему "Руки учат говорить"

Способствует развитию речи ребенка через конструктивную и изобразительную деятельность....

Собрание во второй младшей группе Тема: «Руки учат говорить».

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за комп...

Конспект занятия НОД по позновательно-речевому развитию в первой младшей группеТема"В мире насекомых"

Конспект занятия НОДпо позновательно-речевому развитию в первой младшей группе Тема "Насекомые"...

"Руки учат говорить".

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. ... Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая...

Родительское собрание в первой младшей группе "Как научить ребенка правильно говорить".

Родительское собрание в первой младшей группеРодительское собрание в первой младшей группе«Как научить ребенка правильно говорить»Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии лич...

Методические рекомендации для родителей "Руки учат говорить"

Данные рекомендации раскрывают взаимосвязь развития мелкой моторики рук с развитием речи малышей....