Использование речевого этикета
консультация

Воробьева Татьяна Викторовна

О роли речевого этикета в формировании культурных и коммуникатикавных навыков ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевого этикета

Культурно-речевое воспитание детей- дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

 Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, четко анализируя предлагаемую и получаемую информацию. Основа культуры общения- соблюдение этических норм речевого поведения или речевого этикета. В широком смысле — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее темп, тембр, выбор выражений). В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и другие.

 Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение детей предполагает: во-первых,- введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых,- формирование умения выбирать нужную формулу с учётом с кем, когда, где и зачем говорить. Освоение ребенком речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

 Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.

 Обучение детей культуре речевого общения благотворно повлияет на развитие характера, на их отношение к окружающим, поможет без страха и свободно войти в мир общения.

Огромную роль в развитии речевого этикета играет использование художественной литературы. Так как на примере героев дети усваивают нужны и важны речевые правила, заучивают отдельные речевые выражения, знакомятся с речевыми-жизненными ситуациями. Очень полезно использовать заучивание стихов, песен, загадок, пословиц и скороговорок — это оказывает большое влияние на развитие памяти.

 Начиная с самого утра, дети используют речевые формулы: проснувшись утром, они приветствуют своих близких, показывая им свою любовь. Приветствие в адрес воспитателя, обмен приветствиями между детьми, при этом используя этикетные выражения: разговор о прошедших событиях, о планах на выходные, о самочувствии и так далее.

В течение дня воспитатель организует воспитательно-образовательные мероприятия, где поведение вопросы-ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Культура общения детей в таких процессах формируется быстрее и легче, но не менее важно воспитывать культуру речевого общения в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности детей. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и в значительной мере предотвращает между ними конфликты. В течение дня дети усваивают речевые этикетные правил, а учатся правильной сервировке стола, осваивают правила столового этикета, используют этикетные слова. Во время игр дети учатся взаимопониманию, доброте ,отзывчивости, стараются слушать не только себя, но и товарищей. Поэтому очень важная задача взрослого- всегда обращать внимание на важность использования вежливых слов не только в общении с теми, кто старше, но и со сверстниками. Сам взрослый всегда должен помнить, что он является примером для ребёнка, и следить не только за речью малыша, но, в первую очередь, -за своей.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста

Речевой этикет выступает - как   форма  вежливости и  выражает уважение, доброжелательное отношение к окружающим....

Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей

Статья по речевому этикету на тему "Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей"...

«Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста»

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения ...

Статья "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"

Статья  "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"...

Речевой этикет: особенности речевого этикета

Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...