Консультация "Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку"
материал
Предварительный просмотр:
«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку».
Добрый день, уважаемы родители. Сегодня я хочу с вами поговорить о проблеме, почему в некогда самой читающей стране дети не читают и не любят читать.
Педагогическая ситуация: Я считаю, что ребенок не любит книги потому, что не нравятся, а потому, что не дают возможности полюбить их. Не читают сами родители, не читают детям, отсутствуют детские книги дома, заменяют их техническими средствами массовой информации (телевизором, компьютером, DVD).
Задача: Давайте попробуем доказать вред замены художественной литературы техническими средствами.
Может быть, проблема состоит в том, что родители элементарно не понимают значении художественной литературы, ее влияние на духовное, нравственное развитие ребенка, подменяют ее другими средствами информации. Интересно, среди вас есть родители:
- которые не включают телевизор?
- ограничивают просмотр телепередач?
- используют ее как палочку выручалочку? (предполагаемые ответы)
Согласна с вами, сегодня телевизор является частью повседневной жизни. Вы заметили, что мы чувствуем себя неуютно, если телевизор не работает. Часто его мы даже и не смотрим, но он обязательно должен быть включен и создавать определенный звуковой фон. Не редко он становится полноправным членом семьи, без которого грустно и одиноко.
Что это, дурная привычка? (предполагаемые ответы).
Нет, скорее это психологическая проблема. И у нее есть название – телемания, болезненная зависимость от голубого экрана. От нее избавиться не просто. Подобную зависимость приобретают взрослые, что же можно ожидать от детей. Естественно экран притягивает как магнит.
Страшно? Еще как! Может, ничего такого ужасного в телевизорах нет? Ну, подумаешь, малыш мультики смотрит. Ему же интересно, он узнает что – то новое, к тому же он при этом никому не мешает. А без телевизора тяжело справиться с ребенком, ведь в последнее время он становится все более капризным, не слушается, не ложится вовремя спать…
К сожалению, нередко мы, родители, рассуждаем именно так. А потом удивляемся: « Что случилось с ребенком? Был здоровым, крепким, спокойным, что же с ним стало?» И совсем не связываем возникшие проблемы с пагубным пристрастием малыша к техническим средствам.
Было бы не правильно оставить все так, как есть. Мы обратимся к типичным заблуждениям взрослых.
Заблуждение №1
«Мы смотрим телевизор, а малыш просто играет неподалеку».
Если ребенок находится в другой комнате, за закрытой дверью, то, в принципе, все в порядке. А вот если он устроился в уголке рядом с вами, то он наверняка видит не менее трети происходящего на экране (пусть даже урывками), слушает и «на корочку записывает» практически все.
Заблуждение №2
«Мы не даем ему смотреть все подряд. Мы включаем только детские каналы с мультиками и образовательными передачами…»
Конечно, сейчас есть возможность выбора, работают хорошие телеканалы, по которым показывают весьма неплохие передачи для детей. Но вот только смотреть их ребенок может целый день, потому что фильмы сменяются играми, потом будут мультики - и так до самого вечера. К тому же, если вы рассчитываете, что малыш самостоятельно научится чему-нибудь полезному (например, английскому языку), то ваши надежды едва ли оправдаются. В лучшем случае он будет узнавать на слух некоторые слова. А для того, чтобы добиться хорошего результата, нужны регулярные занятия, причем под руководством взрослого, который поможет, подскажет, объяснит непонятное и проконтролирует, усвоился ли материал.
Заблуждение №3
«Наш кроха очень музыкален, поэтому мы включаем только музыкальные телеканалы».
Малыш любит петь и танцевать? Отлично! Только включайте ему не видеоклипы, а аудиозаписи. Несмотря на кажущуюся безобидность, клипы по своему действию на психику сродни рекламе. Яркие картинки мелькают очень быстро, и ребенок смотрит на экран не отрываясь, как загипнотизированный. К тому же сюжеты клипов редко подходят для детей. В них часто встречаются и насилие, и весьма откровенные сцены.
Попробуем совместно разобраться. Как вы считаете: «Что может являться альтернативой телемании?» (предполагаемые ответы).
Я согласна с вами: все, что вы перечислили, абсолютно верно. Каждый предложенный вами ответ достоин внимания, но охватить их все за один раз невозможно.
Давайте рассмотрим, как влияет на ребенка художественная литература.
Жизненный опыт всего предшествующего поколения подтверждает, что литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Литературный пример гораздо сильней действует на ребенка, чем рассуждения и убеждения. Во время слушания книг ребенок живет жизнью героя, радуется его радостям, печалится его печалью. Поэтому те уроки, которые она дает – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых художественная литература обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.
Великий русский писатель А.М.Горький, вспоминая о том, какую роль в его жизни сыграли книги, писал: «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».
Рефлексия
У нас с вами получился насыщенный разговор, в конце которого я предлагаю вам закончить следующие предложения:
-В процессе сегодняшнего совместного обсуждения я сделала для себя такой вывод, какой….
-Мне понравилось, что….
-мне не понравилось, что….
Давайте не будем забывать, что ребенок не взрослый человек и именно родители знакомят ребенка с окружающим миром и воспитывают у него правильное отношение к нему. И дети усваивают родной язык, подражая именно взрослым: не читают родители, не будет читать и ребенок.
Решение
Сегодня мы рассмотрели ситуацию: «Ребенок не любит книги потому, что не нравятся, а потому, что ему не дают возможности полюбить их». Я надеюсь, никто не будет против, что решением сегодняшнего нашего разговора будет необходимость создания домашнего книжного уголка.
В заключении хочется сказать, читайте вместе с детьми, знакомьте с культурным наследием и тогда они вырастут настоящими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку
....
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников....
Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Работа с детьми по приобщению к ЧХЛ...
"Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная.
ИГРОВАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
Развитие интереса к чтению – восприятию художественной литературы у детей дошкольного возраста.
Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Ребёнок дошкольног...