Развитие интереса к чтению – восприятию художественной литературы у детей дошкольного возраста.
статья по художественной литературе (старшая группа)

Еремеева Елена Александровна

Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Ребёнок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка 5-6 лет ограничивается просмотренными мультфильмами, поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием её развития и совершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению – восприятию художественной литературы

у детей дошкольного возраста

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Сухомлинский В.А.

Дошкольное детство-это особый период в жизни человека, так как именно в этом возрасте закладываются основы умственного, трудового и эстетического развития, активно познаётся окружающий мир. Этот багаж является фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый, и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких является художественная литература.

Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Ребёнок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка 5-6 лет ограничивается просмотренными мультфильмами, поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием её развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу, поэтому необходимо начинать работу по приобщению с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой человеческой речи. На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, потому что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы, методы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО, в своей работе использую следующие методы ознакомления детей с художественной литературой:

- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений);

- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);

- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);

- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).

Более эффективным является игровой метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует лёгкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Для лучшего восприятия текста детьми применяю следующие современные приёмы:

- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении слушателя при чтении литературного произведения);

- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам);

- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку).

Приобщение детей к художественной литературе осуществляю в разных формах работы:

-литературные викторины;

- читательские пятиминутки, на которых дети рассказывают о прочитанном;

-экскурсии;

-конкурсы чтецов;

- пересказ сказки с добавлением персонажа, изменение конца сказки;

- обсуждение произведений художников на тему сказок;

- проведение интегрированных занятий;

- оформление уголка чтения в группе детского сада «Книжкин дом», в котором собраны книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. (Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. Периодически устраиваю выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В уголке чтения располагаются альбомы с портретами писателей, поэтов, «Художники- иллюстраторы детской книги» и др., дидактические игры «Найди из какой сказки герой?», «Из какой сказки этот элемент?»);

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации составлен календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей (детям интересны не только сами стихи А.Л.Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

- создание «Книжкиной больницы» в группе помогает привить детям бережное отношение к книге («Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. А немного скучное занятие – ремонт книг превращается в интереснейшее дело!» Все ключевые моменты игры решают ребята («доктора»), кто какую книгу («пациентку») «лечит», кто каким врачом будет. Мы стараемся делать всё, как в настоящей больнице. «Инструменты» и «лекарство» для лечения книг – набор «Юный книголюб», в котором есть все необходимое для реставрации книг. «Мед. комиссия» собирается на «консилиум» для того, чтобы решить, какие «пациенты» будут «лечиться». «Доктора», просмотрев все «здоровые» экземпляры книг, выявляют «больных пациентов». Ребята с большой ответственностью принимаются за дело – лечить заболевшие книжки: бережно подклеивать их и, конечно, знакомиться с самой книжкой, доктором для которой они стали в этот день);

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок» и др.

- празднование именин произведения (для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нём будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей);

- лэпбук (самодельная книжка – раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, вкладок, аппликаций. Вся информация представлена по определенной теме. Материал подаётся в виде стихотворений, загадок, рисунков, игр, тем самым позволяет в игровой форме рассказать о прочитанной книге или познакомить детей с новым литературным произведением).

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной считаю работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе.

В своей работе использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- родительские собрания, открытые занятия (родители знакомятся с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, а также с приёмами домашнего воспитания);

- консультации, памятки, буклеты (повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей);

-викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг (они способствуют объединению всех участников образовательного процесса).

Эффективным новым способом взаимодействия с родителями по проблеме является приём литературная копилка «Я дарю тебе стих» - по очереди один раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшой стих, затем в течение недели мы с детьми знакомимся с этим стихотворением и заучиваем его, устраиваем конкурс чтецов.

Таким образом, систематическая работа по приобщению детей к

художественной литературе с использованием разнообразных традиционных

и нетрадиционных форм, при активном сотрудничестве с родителями даёт

положительные результаты. Активный спрос у детей к библиотеке и её

ассортименту появился достаточно скоро. Родители также приобщились к

просвещению и поддержанию читательского интереса у себя и своих детей.

Подобранный комплекс форм и методов работы направлен на развитие

интереса к книге у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы воспитателя)

Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни.   Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...

Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"

В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....

«Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста ». Рекомендации для родителей.

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно...