Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

  Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности, – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

В формировании культуры поведения дошкольников выделяются несколько этапов. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте, закладываются основы культуры общения, культуры деятельности, формируются культурно-гигиенические навыки. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.

Воля и произвольность являются важнейшими личностными новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. Превращение культурных образцов действия в собственные средства ребенка происходит в процессе приобщения, в котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве.

В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.

В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определенную возрастную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

Итак, дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.    В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения, начатое в младшей и средней группе, активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.Знание воспитателем особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач нравственного воспитания, в том числе формирования культуры поведения. Работу по воспитанию культуры поведения и отношений нужно строить с учетом механизма нравственного воспитания. Эффективным методом воспитания культуры поведения старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этическая беседа, как метод воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры поведения используется чтение художественных произведений, игровые ситуации, игры-занятия, игры-упражнения, игровые приемы, разнообразные виды деятельности детей. Также можно отметить групповые и индивидуальные этические беседы, экскурсии, прогулки-походы, игры-инсценировки. Важная часть воспитания культуры поведения ребенка проводится в семье, поэтому детский сад использует в работе с родителями разнообразные методы и формы работы.С родителями детей проводятся общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников, «дни открытых дверей», оформленный стенд или ширма для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения, папки-передвижки, положительный опыт семейного воспитания.

Таким образом, сочетание всех методов и форм воспитания будет способствовать эффективному воспитанию у старших дошкольников культуры поведения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через

экологию родного края

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является

серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с

дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить

патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут

наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе,

так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на

чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть

прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то

несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое

воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование,

сущность которого заключается в формировании человека с новым

экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с

природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе

позитивного отношения к природе необходимо, прежде всего, учитывать

региональный компонент (ближайшее природное окружение и

экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное

приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе

способствует расширению национального самосознания, формированию

чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

У нас, в Мордовии, самая разнообразная флора и фауна которая

позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить

наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими,

этнографическими памятниками и интересным географическим

расположением.

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое

образование позволяет решать следующие задачи:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогащать знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно

по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к природе.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательный цикл бесед «Мой край – Мордовия моя!»;

- оформляются альбомы, буклеты «История становления Мордовии»,

«Экология Мордовского края»;

- прослушиваются песни о родном городе, чтение стихов,

экологических сказок;

- осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного

города, области, России, рассказывается о достопримечательностях города

Саранска, нашего края;

- проводятся целевые прогулки, планируется посещение

краеведческого музея.

Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является

развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное

отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости,

чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы

«уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по

отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить

природу - что это значит».

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе

с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о

природе, и происходит формирование осознанно-правильного

положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного

отношения детей к природе родного края проводятся экологические

развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «В

гости к Лесовичку», «У природы нет плохой погоды», «Природа-

волшебница».

Опытно-экспериментальная деятельность является одним из главных

способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети

учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать.

Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой

цветущий детский сад», «Деревья нашего двора».

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей

положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из

природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию

патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-

творческой деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием

патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются

книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае,

городе, предметы народного прикладного искусства.

Обязательным компонентом работы в течение года должна быть

природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит

охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям

выходит, с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории

детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т.п.), проводить

акции «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем

деле, становится сопричастным к жизни города, социума. Желательно

наладить связь с природоохранными организациями.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании

личности ребенка необходимо большее внимание уделять «краеведческим

центрам, которые способствуют формированию нравственно-патриотических

чувств дошкольников.

Работа по формированию патриотических чувств через экологию

строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводятся тематические

родительские собрания, консультации для родителей, родители

привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках

поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении

участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий,

праздников, походов, выставок и конкурсов.

Предлагаемая система работы по формированию патриотического

сознания через экологическое образование способствует развитию у

дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой

народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

 

Список использованных источников

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.:

Карапуз, 2000.

2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста

консультация  о воспитание нравственности...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание дошкольников добрыми, образованными, порядочными людьми, умеющими понимать состояние другого человека, осознанно относиться к природе...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....