ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Коновалова Надежда Валентиновна

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_prazdniki.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Валентиновна Коновалова,

музыкальный руководитель МБДОУ д/с №3

(г. Лебедянь, Липецкая обл.)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Слайд 1) Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник – это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество.

(Слайд 2) На основании  программ «Приобщение детей к русской народной культуре» О.Князевой и М.Маханевой,  «Наследие» М.Новицкой,  «Русский дом» Н.А. Яковлевой, личного опыта я создала свой проект, основная цель которого – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с русскими народными праздниками.

Создавая проект  на основе православных традиций в дошкольном учебном заведении, я старалась, чтобы дети не были перегружены информацией. Для этого я не использую абстрактных понятий, применяю высокие возможности театрального искусства и детских игр, а главное ― стараюсь наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.

(Слайд 3) Применяю такие формы работы как:

  • Знакомство с русскими традициями,
  • Проведение народных музыкальных игр,
  • Постановка спектаклей по русским народным сказкам,
  • Участие детей в конкурсах разного уровня,
  • Знакомство с музыкальными народными инструментами.
  • Участие в постановках и праздниках учащихся школы.

Данный проект сочетается с программой по духовно–нравственному воспитанию детей в нашем детском саду и является ее частью.

(Слайд 4) Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования, в которой принимают участие дети: они рассказывают,  как отмечают праздник их семьи, кто-то поёт обрядовую песню или читает стишок, выученный дома, ребята делают свои предположения ― почему так назван праздник. (Слайд 5) Дети с удовольствием водят в хороводы,  играют в игры: «Помоги бабушке (дедушке)», «Хорошие и плохие поступки», «Мирилку» и другие, которые влияют на духовное состояние ребенка.

(Слайд 6, 7) Так, стало традицией проведение праздников: Рождество Богородицы 21 сентября,  (Слайд 8) Покрова - 14 октября, т.е. осенью.  (Слайд 9) В это день  дети с удовольствием поют песни об осени, водят хороводы, слушают рассказы взрослых связанных с этим праздником. Все это происходит в игровой форме, непринужденно, в ярких костюмах. (Слайд 10) Во время кукольного спектакля малыши отвечают на вопросы героев сказки, помогают им, дают советы из собственного опыта. И каждый праздник заканчивается традиционными подарками.

(Слайд 11) В светском празднике «День народного единства», который мы отмечаем 4 ноября, отражаются христианские понятия о долге защиты Родины, о дружбе. (Слайд 12) На этом празднике открываем детям исторические события, рассказываем о вере людей в Бога, о почитании Богородицы, о её помощи защитникам России, о подвиге патриарха  Русской земли Ермогене, о Дмитрии Пожарском и Кузьме Минине, о святом угоднике Сергии Радонежском. Зал бывает полон зрителей.

(Слайд 13) На День весеннего равноденствия (Сороки) детей угощают жаворонками, на Пасху - расписным яичком и куличом, на Рождество ― сладостями, на Масленицу ― блинами, на Святого Николая ― конфетами (кладем их под подушку), на Спас ― яблоками, на Святых Апостолов Петра и Павла ― праздничным пирогом для именинников.

 (Слайд 14) Целесообразно к участию в праздниках привлекать детей с младшего дошкольного возраста. Поэтому  в основу сценариев  наших праздников ложатся  хорошо знакомые дошкольникам сказочные сюжеты, (Слайд 15)  позволяющие донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия.

(Слайд 16) Православные праздники в детском саду открывают также и педагогам загадочный, благодатный и волшебный мир церковного праздника. Мы ощущаем на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. Взрослые для себя, тоже впервые, открывали историю Рождества, события Пасхи, жизнь Святителя Николая и понятие Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы.

В моем проекте прослеживается взаимосвязь работы музыкальных руководителей, воспитателей, логопеда, инструктора по физической культуре. Музыкальный, словесный, игровой материал  педагоги реализуют в разных видах деятельности.

(Слайд 17) На этапе подготовки к народному празднику педагогическим коллективом  восстанавливается смысл празднования, в связи с чем возникает замысел и составляется сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная идея народного праздника проходит единой нитью во всех видах детской деятельности, предусматривая работу по воспитанию нравственного поведения.

(Слайд 18) Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Они создают возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

(Слайд 19) Ежегодно в апреле в нашем детском саду проходит «Пасхальная неделя». (Слайд 20) В это время мы всегда проводим праздник «Танцует солнце в этот день». (Слайд 21) Дети с удовольствием поют  пасхальные песни, песни о весне, водят хороводы, играют в русские народные игры, обыгрывают сказки, узнают много примет, связанных с этим великим праздником.

(Слайд 22) Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. Также традицией стало проводить в нашем детском саду «Праздник славянской письменности», где детям прививается уважение к истории страны, чувство патриотизма, любви к Родине.

 (Слайд 23) На протяжении трех лет мы являемся активными участниками регионального конкурса «Да святится имя Твое». (Слайд 24) В 2013 году – грамота за актерское мастерство, в 2014 г. – Гран-При и поездка в Сергиев Посад, в 2015 г. – 2-е место.

 (Слайд 25) В заключение можно сказать, что воспитание всесторонне развитой духовной личности возможно лишь совместными усилиями семьи, учебного заведения и государства.

(Слайд 26) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...