"Игры,способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым"
статья

Садеева Эльмира Минсалиховна

 В статье представлены игры, с помощью которых создаётся "атмосфера" эмоционального общения ребёнка с мамой, стимулируется познавательная активность малыша, направленная на окружающие предметы и игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа – интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья

Тема: Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым

консультация для родителей детей раннего возраста

                                                                                                           Составила:

                                                                                            Садеева Эльмира Минсалиховна,

                                                                                            учитель- дефектолог, логопед

                                                                                            (I квалиф.  категория)

г. Нижнекамск, 2017 год


В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

Опыт показывает, что помощь ребѐнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в еѐ основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными умениями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения различных дисциплин в области формирования обобщенных умений решения познавательных задач .

Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка и его родителей ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия друг с другом, с людьми, от результатов своей деятельности.

Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом .

С этой целью мы проводим консультации на разные темы для родителей, еженедельно собираем «Школу родителей», где учим их играть со своим ребѐнком, общаться; знакомим с игрушками, книгами, которые подходят детям данного возраста. Особое внимание уделяем детям раннего возраста и их родителям. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет.

Современные учѐные уже выяснили, что младенец уже на первом месяце жизни начинает двигаться в такт с ритмом речи матери, высовывает язык, открывает глаза, рот в ответ на соответствующее поведение взрослого. Изучение игр взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребѐнок уже участвует в них как активный партнѐр, управляя поведением матери с помощью взгляда и улыбки. Он, то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым матери определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становится возможной благодаря развитию умения фиксировать лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.

Примеры игр, способствующих развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым.

 Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, родители устанавливают доверительную связь между ним и собой, помогают малышу осознать себя полноправным партнѐром по общению.

Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, близкие стимулируют в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Игра «Потягушеньки».

Возьмите малыша, нежно и ласково прижмите его к себе, неся на пеленальный стол. Распеленайте его. Декламируя стишок, поглаживайте ножки и ручки ребѐнка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь ему, смотрите в глазки, приближайте и удаляйте свой лицо относительно его лица:


Потягушеньки, потягушеники! А в ручки хватунушки,

Поперѐк толстунушки! А в роток говорок,

А в ножки ходунушки, А в головку разумок.

Подсуньте свои руки под спинку и шею ребѐнка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперѐд-назад, мягко и напевно декламируя ему стишок.

Игра « Жил-был у деточки маленький носик».

Положите малыша к себе на колени. Превратите песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклоняйтесь над ребѐнком и пойте: «Жил-был у деточки (имя ребѐнка) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик». Перед последним словом сделайте паузу и дотроньтесь до носика ребѐнка. Точно так же поиграйте с губками и животиком малыша.

Игра «Вот проснулись».

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шейку и голову, а другая- ягодицы. Ребѐнок будет находиться в позе, которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу.

Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь и легко дуя ему на шейку, прочитайте стишок:

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Повторите стишок и игровые приѐмы несколько раз.

Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или в манеж. Наклоняясь к ребѐнку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь ему, позовите его по имени, прочитайте ему ещѐ раз стишок:

Вот проснулись, потянулись, Где игрушечки, погремушечки?

С боку на бок повернулись! Ты, игрушка, погреми,

Потягушечки! Потягушечки! Нашу детку подними!

Вслед за словами: «Где, игрушечки, погремушечки?» - достаньте бубен с лентами (к 4-5 игре его можно будет заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т. д.). предоставьте ребѐнку возможность его зафиксировать. Потряхивая игрушку, медленно передвигайте еѐ вправо-влево, вверх-вниз. Если малыш уже хорошо умеет прослеживать за игрушкой, предложите ему следить за ней по кругу.

В конце игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребѐнка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активации всех компонентов «комплекса оживления».

Помните! Вы должны не только обращаться к малышу, но и отвечать на его первые попытки вступить с вами в эмоциональное общение. Для этого необходимо позволить малышу воздействовать на вас, используя его улыбку, контактный взгляд, звуки гуления и двигательное оживление.

Игра с шарфиком.

Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими своѐ лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!». Выгляньте, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!». Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.

Переложите малыша на пеленальный стол, наклонитесь над ним, смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.

Игра «Смелый пилот».


Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребѐнка. Поднимите малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его, приговаривая:

Вырасту, буду

Лѐтчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

Игра «Кадриль».

Взрослый держит на вытянутых руках ребѐнка. Подносит его к кому-то из членов семьи, привлекая внимание малыша. Для этого можно ручками ребѐнка обхватить лицо взрослого, погладить его. А затем вместе с ним танцуют «Кадриль» под самую простую мелодию: малыша легко подбрасывают, приближают его лицо к лицу взрослого и удаляют от него.

Экскурсия по комнате.

Малыш так располагается на вашей руке, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперѐд. Руки ребѐнка с помощью вашего предплечья также направляются вперѐд, а подошвы его ножек вашей рукой прижимаются одна к другой. В такой «люльке» малыш может рассматривать всѐ, что вы ему показываете. Походите с ребѐнком по комнате, покажите ему часики, поднесите его к окну, покажите ему игрушки, расставленные по комнате, посуду в буфете и многое другое.

Показ заводной игрушки.

Покажите малышу заводную игрушку, заведите еѐ, предоставив малышу возможность за ней понаблюдать и попытаться ловить его ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять его в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

Петушок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шѐлкова бородушка,

Выгляни в окошко

Дам тебе горошка.

Курочка.

Курочка- тараторочка

По двору ходит,

Цыпляток водит,

Хохолок раздувает

Малых деток потешает.

Проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша:

Возникает первая мимолѐтная улыбка в ответ на обращение взрослого;

Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение ;

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение;

Часто и легко возникает «комплекс оживления» ;

Громко смеѐтся в ответ на эмоциональное и речевое.

С самых первых дней жизни маленький ребѐнок нацелен на познание окружающего его мира. Физическое соприкосновение со взрослым: поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание, голос матери, еѐ пение, ласковый разговор с ребѐнком, яркая игрушка настраивают его на первые активные действия. Малыш в это время учится выражать своѐ эмоциональное отношение к близким людям. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.


Познавательная активность маленького ребѐнка связана с ориентировочными реакциями, откликом на лицо, запах, ритм дыхания, голос матери, на показ ярких, движущихся и издающих звуки игрушек и предметов.

Таким образом, самым важным социальным пространством для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, также здорового ребѐнка является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Список литературы:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]: Учебное пособие / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

2. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....

Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...

Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками.

Игры, направленные на развитие взаимодействия между  воспитанниками....

Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.

Материал для родителей и педагогов по подготовке ребенка к обучению в школе. Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов....

«Игры, способствующие гармоничному развитию сенсорной сферы дошкольников»

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе, поэтому важно создавать стимулирующую среду и поддерживать интерес к разнообразным сенсорным опытам. Существует множ...

Выступление на РМО для педагогов ДОО Педагогический опыт «Многофункциональные дидактические игры, способствующие познавательному развитию детей»

Выступление на РМО для педагогов ДООТема «Использование инновационных практик в развитии способностей  посредством дошкольной образовательной авторской программы Е.К.Беляк, разработанной по...