"Игры,способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым"
статья
В статье представлены игры, с помощью которых создаётся "атмосфера" эмоционального общения ребёнка с мамой, стимулируется познавательная активность малыша, направленная на окружающие предметы и игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sposobstvuyushchie_razvitiyu_vzaimodeystviya_mezhdu_rebyonkom_i_vzroslym.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа – интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Статья
Тема: Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым
консультация для родителей детей раннего возраста
Составила:
Садеева Эльмира Минсалиховна,
учитель- дефектолог, логопед
(I квалиф. категория)
г. Нижнекамск, 2017 год
В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.
Опыт показывает, что помощь ребѐнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в еѐ основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться.
Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными умениями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения различных дисциплин в области формирования обобщенных умений решения познавательных задач .
Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка и его родителей ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия друг с другом, с людьми, от результатов своей деятельности.
Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.
Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом .
С этой целью мы проводим консультации на разные темы для родителей, еженедельно собираем «Школу родителей», где учим их играть со своим ребѐнком, общаться; знакомим с игрушками, книгами, которые подходят детям данного возраста. Особое внимание уделяем детям раннего возраста и их родителям. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет.
Современные учѐные уже выяснили, что младенец уже на первом месяце жизни начинает двигаться в такт с ритмом речи матери, высовывает язык, открывает глаза, рот в ответ на соответствующее поведение взрослого. Изучение игр взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребѐнок уже участвует в них как активный партнѐр, управляя поведением матери с помощью взгляда и улыбки. Он, то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым матери определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становится возможной благодаря развитию умения фиксировать лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.
Примеры игр, способствующих развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым.
Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, родители устанавливают доверительную связь между ним и собой, помогают малышу осознать себя полноправным партнѐром по общению.
Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, близкие стимулируют в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.
Игра «Потягушеньки».
Возьмите малыша, нежно и ласково прижмите его к себе, неся на пеленальный стол. Распеленайте его. Декламируя стишок, поглаживайте ножки и ручки ребѐнка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь ему, смотрите в глазки, приближайте и удаляйте свой лицо относительно его лица:
Потягушеньки, потягушеники! А в ручки хватунушки,
Поперѐк толстунушки! А в роток говорок,
А в ножки ходунушки, А в головку разумок.
Подсуньте свои руки под спинку и шею ребѐнка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперѐд-назад, мягко и напевно декламируя ему стишок.
Игра « Жил-был у деточки маленький носик».
Положите малыша к себе на колени. Превратите песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклоняйтесь над ребѐнком и пойте: «Жил-был у деточки (имя ребѐнка) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик». Перед последним словом сделайте паузу и дотроньтесь до носика ребѐнка. Точно так же поиграйте с губками и животиком малыша.
Игра «Вот проснулись».
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шейку и голову, а другая- ягодицы. Ребѐнок будет находиться в позе, которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу.
Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь и легко дуя ему на шейку, прочитайте стишок:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Повторите стишок и игровые приѐмы несколько раз.
Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или в манеж. Наклоняясь к ребѐнку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь ему, позовите его по имени, прочитайте ему ещѐ раз стишок:
Вот проснулись, потянулись, Где игрушечки, погремушечки?
С боку на бок повернулись! Ты, игрушка, погреми,
Потягушечки! Потягушечки! Нашу детку подними!
Вслед за словами: «Где, игрушечки, погремушечки?» - достаньте бубен с лентами (к 4-5 игре его можно будет заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т. д.). предоставьте ребѐнку возможность его зафиксировать. Потряхивая игрушку, медленно передвигайте еѐ вправо-влево, вверх-вниз. Если малыш уже хорошо умеет прослеживать за игрушкой, предложите ему следить за ней по кругу.
В конце игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребѐнка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активации всех компонентов «комплекса оживления».
Помните! Вы должны не только обращаться к малышу, но и отвечать на его первые попытки вступить с вами в эмоциональное общение. Для этого необходимо позволить малышу воздействовать на вас, используя его улыбку, контактный взгляд, звуки гуления и двигательное оживление.
Игра с шарфиком.
Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими своѐ лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!». Выгляньте, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!». Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.
Переложите малыша на пеленальный стол, наклонитесь над ним, смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.
Игра «Смелый пилот».
Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребѐнка. Поднимите малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его, приговаривая:
Вырасту, буду
Лѐтчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.
Игра «Кадриль».
Взрослый держит на вытянутых руках ребѐнка. Подносит его к кому-то из членов семьи, привлекая внимание малыша. Для этого можно ручками ребѐнка обхватить лицо взрослого, погладить его. А затем вместе с ним танцуют «Кадриль» под самую простую мелодию: малыша легко подбрасывают, приближают его лицо к лицу взрослого и удаляют от него.
Экскурсия по комнате.
Малыш так располагается на вашей руке, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперѐд. Руки ребѐнка с помощью вашего предплечья также направляются вперѐд, а подошвы его ножек вашей рукой прижимаются одна к другой. В такой «люльке» малыш может рассматривать всѐ, что вы ему показываете. Походите с ребѐнком по комнате, покажите ему часики, поднесите его к окну, покажите ему игрушки, расставленные по комнате, посуду в буфете и многое другое.
Показ заводной игрушки.
Покажите малышу заводную игрушку, заведите еѐ, предоставив малышу возможность за ней понаблюдать и попытаться ловить его ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять его в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.
Петушок.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шѐлкова бородушка,
Выгляни в окошко
Дам тебе горошка.
Курочка.
Курочка- тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает
Малых деток потешает.
Проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша:
✔ Возникает первая мимолѐтная улыбка в ответ на обращение взрослого;
✔ Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение ;
✔ Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение;
✔ Часто и легко возникает «комплекс оживления» ;
✔ Громко смеѐтся в ответ на эмоциональное и речевое.
С самых первых дней жизни маленький ребѐнок нацелен на познание окружающего его мира. Физическое соприкосновение со взрослым: поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание, голос матери, еѐ пение, ласковый разговор с ребѐнком, яркая игрушка настраивают его на первые активные действия. Малыш в это время учится выражать своѐ эмоциональное отношение к близким людям. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.
Познавательная активность маленького ребѐнка связана с ориентировочными реакциями, откликом на лицо, запах, ритм дыхания, голос матери, на показ ярких, движущихся и издающих звуки игрушек и предметов.
Таким образом, самым важным социальным пространством для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, также здорового ребѐнка является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.
Список литературы:
1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]: Учебное пособие / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
2. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....
Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)
"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Выступление музыкального руководителя на педагогическом совете "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в процессе взаимодействия со свзрослыми и сверстниками"...
Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками.
Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками....
Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.
Материал для родителей и педагогов по подготовке ребенка к обучению в школе. Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов....
План работы по самообразованию для детей подготовительной группы ДОУ. Тема "Развитие взаимодействия между детьми подготовительной группы через театрализованные игры"
Обучение старших дошкольников сотрудничеству в команде через театрализованные игры....
«Игры, способствующие гармоничному развитию сенсорной сферы дошкольников»
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе, поэтому важно создавать стимулирующую среду и поддерживать интерес к разнообразным сенсорным опытам. Существует множ...