Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок.
статья (старшая группа)

Землякова Елена Андреевна

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко приникает в их игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко приникает в их игры. Наиболее развитой сказочный элемент подмечается в играх старшего дошкольного возраста.

Драматизация сказок детьми имеет определенное педагогическое значение. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства. А так как ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им механически. Вот почему основой детской драматизации должен быть приём, жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может подсказать их ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям. Обычно же детям подсказывают приём, жесть взрослого человека. Например, при изображении удивления, испуга девочка по-старушечьи всплёскивает руками. Ребёнок такой жест не употребляет, он не свойственен его переживанием, это жест взрослого.

Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т.е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в котором выступают дети-артисты.

Иногда дети воспроизводят сюжет той или иной сказки, не придерживаясь, однако, точного её текста; если же драматическое действие строится на тексте, он может, быть воспроизведён буквально. Так, в народной сказки «Колобок» только первый эпизод рождения колобка сделан описательно (что делала старуха, как вёл себя колобок) Все остальные эпизоды: встреча колобка с зайцем, волком, медведем и, наконец, с лисой построены на разговорном тексте.

Драматическая игра «Колобок» состоит в воспроизведении детьми образа храброго и задорного колобка, отважно совершающего своё путешествие, благополучно миновавшего встречу с волком, медведем, не поддавшегося на лесть хитрой лисы. Персонажи сказки –зайчик, волк, медведь –очерчены скупо. Здесь для изображения дети должны привлечь свой опыт, свои знания. Лиса-яркий для изображения персонаж. Дети легко улавливают её лесть и коварство. Полная динамики, эта сказка при драматизации не требует декоративного убранства. Образы «колобка», «лисы» легко воспроизводится детьми.

Воспитательница, выходя с детьми на освещённую солнцем поляну с тропинкой, уходящей в лес, сказала: «Посмотрите-ка, дети, эта полянка очень похожа на ту, по которой покатился колобок!» Дети с интересом озираются по сторонам: «Вот, вот из-за куста зайчик навстречу колобку выскочит», -продолжает воспитательница. Начинаются споры – откуда лучше выскочить зайцу, где спрятаться волку. Игра возникла как бы сама собой. Никто не вносил предложения «давайте поиграем» -ни воспитательница, ни дети.  Много раз повторялась игра «Зрители» же закономерно повторяющийся сюжет. Каждая новая группа исполнителей вносила новый колорит в характеристику персонажей сказки. Был «колобок» флегматичный, стойко встречавший препятствия, он спокойно пел свою песенку; был «колобок», трусливо прятавшийся в кусты при каждом шорохе; он глотал последние слова песни и опрометью пускался бежать.

Драматизация той или иной роли не требует предварительной тренировки детей. Это непроизвольное запоминание – результат непосредственного влияния художественного образа. Игра-драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,

Материал сказок дает возможность детям-логопатам  усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...

Конспекты с использованием сказочных сюжетов в РЭМП

Заюшкина избушка - конспект занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Средняя группа  Цель: Упражнять в порядковом счете, Формировать умения соотносить количе...

Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»

Данная статья о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала, о новых возможностях работы со сказкой, кото...

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Игра-викторина для старших дошкольников "Путешествие по сказкам"(по сюжетам русских народных сказок)

Чтение и рассказывание сказок прививает детям любовь к книге, развивает сообразительность и смекалку, логическое мышление, учит различать добро и зло....

Игра-драматизация сказок в ДОУ

Игра-драматизация сказок в ДОУ...