Круглый стол для родителей «Нужно ли воспитывать детей патриотами?»
статья
Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи: производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_roditeley_nuzhno_li_vospityvat_detey.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Учреждение « Детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»
городского округа Ступино
Московской области
__________________________________________________________________
Круглый стол для родителей
«Нужно ли воспитывать детей патриотами?»
Воспитатель
Хвощинская Н.Л.
2017г.
Круглый стол для родителей
«Нужно ли воспитывать детей патриотами?»
«Патриот – это человек, служащий родине,
а родина – это, прежде всего, народ».
Н.Г.Чернышевский
Цель
Привлечь внимание родителей к воспитанию патриотических чувств у дошкольников.
Задачи
- Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности;
- Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка.
Ход
Вступительное слово воспитателя
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье?» - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи: производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.
Речь пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны, помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков?
Постановка проблемы круглого стола;
В. Сегодня мы должны решить: нужны ли нам патриоты и, как воспитать истинного патриота?
Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Давайте с вами подумаем, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, или для вас это неважно?
- Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
- Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то, как вами передаются эти знания?
- Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
- Как вы отмечаете с детьми День Победы?
- Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в детском саду по патриотическому воспитанию?
- В каких мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие
(Выступления родителей).
В.Из вышесказанного можно сделать вывод:
-Все вы хотите вырастить своего ребёнка патриотом страны.
-В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей.
Семья и детский сад выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка как личности и гражданина своего государства, детский сад и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием и мировоззрением, жизненной позицией.
Семья– источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Конечно, семье! В.А. Сухомлинский, говорил: «Воспитание детей – это труд, причём очень кропотливый. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение».
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло». Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства?
Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в детский сад, ребенок впитывает ростки добра и зла. В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей.
Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.
Без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.
Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства.
Первый вопрос обсуждения;
Что такое патриотизм? Что значит любить Родину? (высказывания родителей).
Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека.
Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит?
Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?
Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей).
Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.
Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу. Итак, первое условие доверия – игра.
Игра «Семейный сундучок»
Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки памятников города Енакиево;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Второй вопрос «В чем проявляется патриотизм?»;
Показать ребенку, что надо любить и беречь, как и почему- задача и родителей и детского сада. Что вы можете предложить?
Заслушивание ответов родителей
Их предложения:
- Экскурсии по городу, краеведческому музею.
- Рассказы о достопримечательностях.
- Знакомство с улицей , где живёшь.
- Чтение и рассматривание книг.
- Посещение ДК, школы, библиотеки.
- Запись детей в кружки.
- Посещение всех мероприятий в городе.
- Активное совместное участие в праздниках города.
- Просмотр телепередач.
Третий вопрос «Как научить любить Родину?»
Памятка для родителей
«Как научить ребенка любить свою малую Родину?»
- Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.
- Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.
- Гуляя по улицам города и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
- Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
- Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
- Поощряйте любознательность ребёнка.
Четвертый вопрос «Что мешает воспитывать патриота?»;
Наши дети растут в разных семьях. Трудности финансовые, материальные, нестабильность в обществе, негатив последних событий сказался на микроклимате каждой семьи, перевернул устоявшуюся жизнь. Поставил ряд испытаний, которые надо вынести достойно не только взрослым, но и детям.
Решение заседания круглого стола.
1.Продолжить работу по воспитанию в семье патриота страны путём проведения бесед, чтения книг, посещения исторических мест
2.Принять участие в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», посвящённом празднованию Победы
3.Принять участие в выставке рисунков на военную тему
4.Осуществлять тесный контакт с детским садом в вопросе патриотического воспитания, принимать своевременные меры по устранению негативных явлений.
Литература:
1. .Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
3. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект круглого стола с родителями "Как играют наши дети?"
Конспект круглого стола с родителями "Как играют наши дети?"...
Круглый стол для родителей по теме «Безопасность детей в дошкольном возрасте»
Форма проведения: круглый столЦель: Привлечь внимание родителей к проблеме безопасности детей дома.Задачи:1. Пропаганда правил безопасности.2. Заинтересовать родителей уделять внимание беседам с детьм...
Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"
Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....
Круглый стол для родителей: «Как развивать любознательность детей?»
Цели: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.План проведения:Вступительная часть собрания.Прослушивание и обсуждение...
Круглый стол для родителей по теме: " Воспитываем самостоятельность у дошкольников"
Круглый стол с родителями по теме "Воспитываем самостоятельность у дошкольников"...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...