«ПознавайКА. Развитие познавательных процессов детей младшего возраста»
статья (младшая группа)

Устинова Яна Алексеевна

«ПознавайКА. Развитие познавательных процессов детей младшего возраста» Для детей с 3-х до 4-х лет

Составитель: Педагог дополнительного образования Устинова Я.А.

Содержание образовательной работы

ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Психологические игры и упражнения для детей способствуют формированию и развитие межличностных отношений в детском коллективе. От умения выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками во многом зависит успешность обучающихся. Эти игры и упражнения направлены на усвоение норм общения, социально-приемлемого поведения, развитие социальных эмоций, готовности к сотрудничеству, взаимопониманию, дружбе, способствуют улучшению социально-психологического климата в коллективе.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Педагогическое направление арт-терапии  ставит своей задачей развитие, коррекцию, воспитание и социализацию.  Арт - терапия в дошкольном возрасте действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия отлично подходит как для младших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями); расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, снимают физическое и психическое напряжение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры в педагогическом процессе являются методом обучения, и используются для ознакомления детей с окружающим, с живой природой, развития речи, в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на нервную  систему ребенка, так как дети сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Упражнения на релаксацию помогают в формировании эмоциональной стабильности ребенка. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Основная задача курса для детей 3-4 лет создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости, развивать первые «нравственные эмоции», способствовать формированию позитивной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavayka.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds157archangelsk.eduface.ru/uploads/8000/28707/section/371927/57555/logorastrcolor_-_gskam_z635x640s.jpg?1506882884440

«ПознавайКА. Развитие познавательных процессов детей младшего возраста»

Для детей с 3-х до 4-х лет

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Устинова Я.А.


Содержание образовательной работы

ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Психологические игры и упражнения для детей способствуют формированию и развитие межличностных отношений в детском коллективе. От умения выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками во многом зависит успешность обучающихся. Эти игры и упражнения направлены на усвоение норм общения, социально-приемлемого поведения, развитие социальных эмоций, готовности к сотрудничеству, взаимопониманию, дружбе, способствуют улучшению социально-психологического климата в коллективе.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Педагогическое направление арт-терапии  ставит своей задачей развитие, коррекцию, воспитание и социализацию.  Арт - терапия в дошкольном возрасте действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия отлично подходит как для младших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями); расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, снимают физическое и психическое напряжение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры в педагогическом процессе являются методом обучения, и используются для ознакомления детей с окружающим, с живой природой, развития речи, в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на нервную  систему ребенка, так как дети сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Упражнения на релаксацию помогают в формировании эмоциональной стабильности ребенка. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Основная задача курса для детей 3-4 лет создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости, развивать первые «нравственные эмоции», способствовать формированию позитивной самооценки.

 

Развитие познавательной деятельности у детей

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.
Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать. 

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша. 

        Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний.         Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.

        Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей. Поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

        Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

        Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

        Итак, Вы увидели важность и необходимость развития познавательной сферы ребенка. Все что Вы вложите в ребенка сейчас в игре – доступной и интересной деятельности – увидите в дальнейшей жизни ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...

"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Методическая разработка "«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»"...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...

Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...