Основы безопасности дошкольников в быту
консультация (средняя группа)
Желание каждого родителя – уберечь своего ребёнка от всевозможных опасностей.
И если до недавнего времени, мы обходились «заглушками» на розетки, «закрывашками» на дверях и накладками на углы, то теперь стоит обратить внимание расположение флаконов и тюбиков в ванной, на доступность папиной бритвы, маминого маникюрного набора…
Общим рецептом бытовой безопасности могут стать только правила поведения:
Не играть в подвижные игры в тесной комнате или на кухне, в ванной; не бегать в «догоняшки» закрывая за собой двери – только самые очевидные пункты таких правил, которые каждый родитель вырабатывает для своих детей сам. Важно, приучить ребёнка безукоризненно выполнять эти правила, развить у него чувство ответственности и гордости за их соблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы безопасности дошкольников в быту
Желание каждого родителя – уберечь своего ребёнка от всевозможных опасностей.
И если до недавнего времени, мы обходились «заглушками» на розетки, «закрывашками» на дверях и накладками на углы, то теперь стоит обратить внимание расположение флаконов и тюбиков в ванной, на доступность папиной бритвы, маминого маникюрного набора… порой, не обратив внимания на обстриженную игрушечными ножничками куклу, мы забываем, что этот опыт ребёнок может повторить более взрослым инструментом на собственной причёске, на шторах или на удлинителе…
Но невозможно предусмотреть все несчастные случаи.
Общим рецептом бытовой безопасности могут стать только правила поведения.
Не играть в подвижные игры в тесной комнате или на кухне, в ванной; не бегать в «догоняшки» закрывая за собой двери – только самые очевидные пункты таких правил, которые каждый родитель вырабатывает для своих детей сам. Важно, приучить ребёнка безукоризненно выполнять эти правила, развить у него чувство ответственности и гордости за их соблюдение.
Когда дети приходят в детский сад, они также сталкиваются с правилами, которые приняты в конкретной группе и понемногу эти правила становятся нормой поведения, так, что дети сами учат друг друга, напоминая что можно, а что нельзя.
Так почему бы подобную модель поведения не внедрять и дома?
Самые общие правила поведения – вот уже залог безопасности дома, на улице.
В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В этой программе раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. На базе этой программы весьма удобно в доступной занимательной форме сформировать у детей младшего дошкольного возраста основы правил безопасного поведения в различных ситуациях.
Причинить вред жизни и здоровью могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Легче освоить и понять, откуда ребёнку может угрожать опасность помогут игровые модели поведения.
Для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками.
Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются игра. Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Взрослый может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление.
Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, различать потенциально опасные предметы; формируют представления о мерах предосторожности; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать различные виды игр такие как, словесно-наглядные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, обыгрывание произведений детских авторов, так как художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала. Можно отобрать литературные произведения разных жанров с разным содержанием: стихи о различных режимных моментах, книги из серии «Лучшие стихи и сказки малышам», куда вошли произведения Натальи Мигуновой «Правила поведения для малышей», Марии Манаковой «Правила безопасности для малышей» и Ольги Корнеевой «Быть послушным хорошо». К. Чуковский «Путаница» и другие.
Уникальная в своём роде развивающая игра «Игрушки». Ребёнку даётся ситуация: «У каждой игрушки своё место». Ребёнку рассказывают, что будет, если не убирать игрушки — можно спотыкнуться и упасть.
В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице», малыш знакомится с опасными ситуациями дома, на улице, приводящими к падениям, ушибам.
Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.
Ближе к новому году можно поиграть в «Безопасная ёлка». В ходе игры ребёнок знакомится с ёлкой и ёлочными игрушками и их свойствами: стеклянные — бьются, это опасно.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей для воплощения наших целей? Это идеальные родители, то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, доброты. Это родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнение какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Чтобы дом стал для ребёнка действительно крепостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Основы безопасности дошкольников"
Методическая разработка направленная на формирование у детей умения применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем мире, развитие связной речи детей;, воспитани...
"Основы безопасности дошкольника".
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника....
Презентация проектной работы "Воспитание у детей младшего и среднего возраста первичных знаний по основам безопасного поведения в быту, социуме, природе средствами музыкального развития"
В презентации показана работа по воспитанию у детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимого минимума знаний и навыков по обеспечению собственной безопасности через разные виды музыкально...
Формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте. Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Статья по основам безопасносного поведения в ДОУ....
Основы безопасного поведения в быту,социуме природе.
Содержание данной образовательной деятельности направлено надостижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования экологического сознания (безопасности окружающ...
Памятка для родителей "По пожарной безопасности дошкольников в быту!"
Памятка для родителей "Пожарная безопасность дошкольников в быту?"...