Информация для родителей.«Игры с палочками Кюизенера – развиваем мышление детей»
консультация (средняя группа)

Ващенко Ольга Александровна

Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия.

Цветные палочки позволяют решать следующие задачи

:  Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);

 Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);

 Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;  Освоение прямого и обратного счета;

 Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);  Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)

 Познакомить со свойствами геометрических фигур;  Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

 Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.

Задания  Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

 Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).  Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Задания  Выложите высокий (низкий забор), лесенку  Выложите любое изображение На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.

Когда ребенок освоит комплект палочек, они выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Задания  Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.  Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»  Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной  Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.  Выложите голубую и розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?. Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов. Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.  Выкладывайте палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.  Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?  Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной. Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур. Задания  Выложите из красных палочек квадрат и прямоугольник. Чем отличаются фигуры?  Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.  Выложите четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4? Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является развитие количественных представлений и освоение счета. Задания  Выложите лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.  Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.  Найдите палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.  Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл палочки Кюизинера390.64 КБ

Предварительный просмотр:

Информациядля родителей

«Игры с палочками Кюизенера – развиваем мышление детей»

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки. Каждая палочка — это число, отображаемое цветом и величиной, т.е. длиной в сантиметрах. Близкие по цвету, палочки объединяются в «семейство».К «семейству красных» входят числа, делящиеся на 2, к «семейству зеленых» — кратные 3, к «семейству желтых» — кратные 5.

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Задача на развитие количественных представлений

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей. Удачи в работе! Творчества!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование счётных палочек Кюизенера для обучения детей математике в ДОУ.

. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с де...

Информация для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»

Один из вопросов, рассматриваемых, на родительском собрании проведенном в сентябре месяце во второй младшей группе 2017 г....

Консультация для специалистов. Палочки Кюизенера — развиваем мышление детей!

В процессе консультации специалисты ознакомятся с дидактическими материалами палочки Кизенера....

Консультация для родителей "Играем дома.Развивающие игры на логическое мышление детей 6-7 лет""

Предлагаю вашему вниманию подборку игр на развитие логического мышления детей старшего возраста. В настоящее время, когда по стране идет волна заболеваемости, многи рподителя не водят детей в дет...

Информация для родителей Игры по теме «Эмоциональное благополучие ребенка» для детей 5-6 лет

 Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и другие, если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните такие мгновения. Какой бы ни была эмоция, пережи...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Развитию логического мышления необходимо уделять должное внимание. Нужно научить детей пользоваться логическим мышлением и воображением. Ведь это пригодится в жизни! Для эффективного развития логическ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...