Использование счётных палочек Кюизенера для обучения детей математике в ДОУ.
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему

Кутявина Надежда Леонидовна

. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Кутявина Надежда Леонидовна Использование счётных палочек Кюизенера для обучения детей математике в ДОУ 1 часть

Слайд 2

Палочки Кюизенера – система предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.

Слайд 3

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Белая (1) – 25 штук Розовая (2) – 20 штук Голубая (3) – 16 штук Красная (4) – 12 штук Жёлтая (5) – 10 штук Фиолетовая (6) – 9 штук Чёрная (7) – 8 штук Бордовая (8) – 7 штук Синяя (9) – 5 штук Оранжевая(10)– 4 штуки Благодаря выделению цвета и длины палочек, ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.

Слайд 4

Ребенок по своей природе- исследователь , экспериментатор. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Строя лестницу , дети осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

Слайд 5

Первый этап работы. Палочки вначале используются как игровой материал. В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второй этап работы с палочками Кюизенера : математический. Развитие способности группировать предметы по цвету и величине Играя с числами, дети убеждаются, что любое число при сравнении с другими в числовом ряду оказывается то большим, то меньшим.

Слайд 2

Развитие пространственного ориентирования.

Слайд 3

Освоение способов измерения с помощью условной мерки. Мерка-посредник – палочки Кюизенера .

Слайд 4

Развитие количественных представлений; способности различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Математическая лесенка (счет прямой и обратный). Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их! Обучение измерению идёт параллельно обучению счёту. Строя лестницу, д ети осваивают последовательную зависимость палочек по длине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление представлений о составе числа из единиц. Считаем ступеньки. 1 2 4 5 3 4 5

Слайд 2

Закрепление представлений о составе числа из двух меньших чисел. 5

Слайд 3

Математические действия с палочками Кюизенера . Палочки можно вычитать. Палочки можно складывать.

Слайд 4

Закрепление умения делить целое на равные части. Дети начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое одна третья часть палочки.

Слайд 5

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Значение палочек Кюизенера с математической точки зрения. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.



Предварительный просмотр:

1 фото. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

2 фото. Занятия по методике Кюизенера значительно облегчают специальные пособия с яркими рисунками-схемами, предназначенные для всех возрастных групп.

3 фото. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и величин. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.  Следующие с последовательным увеличением по длине на 10 мм.

4 фото. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

5 фото. На начальном этапе  дети играют с палочками, как с обычными кубиками,  конструктором.  Детям младшего возраста можно предложить задания (починить забор, построить лесенку). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт). Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочки одного цвета, одинаковость сечения и разницу в другом цвете.

6 фото. На втором этапе   дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит через практику. Ребята учатся различать палочки по цвету,  длине, высоте, ширине; осваивать отношения по объему, по массе.  Н-р, найти палочку легче, больше жёлтой.

Найти с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины.

7 фото. Развивая пространственные представления, учим детей моделировать предмет по словесной конструкции; по образцу, усваивая таких понятий , как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”, выше, ниже. Дети обозначают словами результаты сравнения.

8 фото. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений. Дети учатся подбирать мерки, соответствующие объекту.

Делают выводы о том, что чем больше измеряемый объект, тем больше результат измерения и наоборот.

9 фото. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится цвет и величину палочек переводить в числовые отношения.

10 фото. Палочки - универсальное математическое пособие, позволяющее "через руки" (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. 

Н-р, Незнайка просит построить лесенку из самых коротких палочек. Дети подбирают белые квадраты, строят ступенечки, каждый раз накладывая дополнительную палочку в следующем ряду.

11фото. Незнайка предлагает детям сделать новую лесенку: в каждой ступеньке оставить по одной белой палочке, а остальные заменить палочкой подходящей длины.

В город чисел приехал клоун. Он хочет пригласить жителей города на представление, но некоторые из них ушли из домиков.  Дети должны выбрать подходящие по размеру палочки и выяснить, кто живёт на этажах.

 

12 Фото. Палочки помогают овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, освоение понятия итогового числа.

 Детям предлагается взять в левую руку розовую палочку, а в правую –голубую. Назвать какие числа они обозначают. Что получится , если эти числа сложить? Найти палочку равную сумме розовой  и голубой палочек. Записываем действие с помощью цифр и знаков.

При вычитании мы узнаём какая палочка больше , какая меньше. Какими числами обозначены. Палочки выкладываем одну под другой и выясняем, сколько не хватает палочек.

13 фото. Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом,  ребенка подводим к азам счета.

14 фото. В работе с палочками скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по использованию сказочного и универсального дидактического материала цветных счетных палочек Кюизенера в обучении математике

Палочки Кюизенера – это удивительный  дидактический материал, который можно использовать практически во всех видах деятельности с дошкольниками....

Использование счетных палочек Кюизенера для обучения детей математике.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками....

Презентация для воспитателей "Использование счетных палочек Кюизенера для развития детей"

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которое позволяет осваивать новое. Ребенок по своей природе &nda...

Конспект занятия по математике старшего дошкольного возраста "Знакомство с цветными счётными палочками Кюизенера"

Конспект занятия по математике старшего дошкольного возраста.«Знакомство с цветными счётными палочками Кюизенера»Цель:Образовательная :• Познакомить детей с палочками, как с игровым м...

Мастер - класс для детей с родителями «Цветные счётные палочки Кюизенера»

Составила: Ситникова Ирина Владимировна воспитатель МАДОУ "Росток" СПДС Серебряное копытце,  г. Нижняя Салда. Ребята и родители старшей группы  приняли участие в мастер- класс...