«Роль художественного творчества в формировании навыков необходимых в учебной деятельности» консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Поздравляем Вас с переходом наших детей в подготовительную группу детского сада!
Я уже - подготовишка!
Скоро в школу побегу.
Не одну прочёл я книжку,
И писать чуть-чуть могу.
Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада мы становимся самыми старшими. У ребят начинает проявляться интерес к будущему школьному обучению. Главное — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. «У школьного порога» – наш девиз предстоящего учебного года.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Леонид Абрамович Венгер, известный деятель в области психологии и педагогики писал: «Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое. Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»– утверждал В.А. Сухомлинский.
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Как Вы думаете, нужно ли развивать у детей мелкую моторику рук? Какие виды детской деятельности способствуют развитию мелкой моторики рук?
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Иными словами, развитие продуктивной деятельности и детского творчества способствует решению ряда задач образовательной деятельности:
1. Поддержание самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизации творческого проявления детей.
2. Совершенствования компонентов изобразительной деятельности, технических и изобразительно-выразительных умений.
3. Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей.
С детьми в детском саду мы проводим художественно-продуктивную деятельность как рисование, лепка, аппликация.
Что же такое рисование? Какие средства рисование можно использовать для изображения? (цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки)
Рисование – искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы.
Точно скоординировать движение пальцев, кисти, всей руки помогут рисование. Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук.
Практическая деятельность: Перед вами на столе лежат трафареты, выберите образ и обведите его на листе. Заштрихуёте его, выполняя штриховку сверху вниз или слева направо.
Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур. При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Рисование не только укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании пуговиц, кнопок, крючков, молний, завязывании и развязывании лент, шнурков, узелков на верёвке.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть и карандаш приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными.
Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры. Пальчиковые игры могут быть двух основных видов: игры без предметов и игры со специальными развивающими предметами (спичками, счётными палочками, катушкой и карандашом, разными шариками и мелкими игрушками). При использовании игр со специальными развивающими предметами у ребёнка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая).
В гости к пальчику большому прокатывание карандаша по столу вперёд-
назад большим пальцем правой руки
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, прокатывание карандаша указательным и
средним поочерёдно
Безымянный и последний безымянным и мизинцем поочерёдно
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог. постучать мизинцем о карандаш
Вместе пальчики-друзья, катание карандаша всей ладонью
Друг без друга им нельзя.
Другой вид художественно-продуктивной деятельности аппликация. Что же такое аппликация?
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Практическая деятельность: нарисованный Вами образ с помощью трафарета теперь вырежьте с помощью ножниц и наклейте под силуэтом дерева.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки. Последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
При обучении вырезанию из бумаги важны – систематичность, последовательность, переход «от простого – к сложному». В процессе систематических занятий развиваются глазомер детей, зрительная память, воображение, чувство масштаба и ритма. Так же развиваются пластичность руки, точность и скоординированость движений рук. Занятия позволяют сформировать творческий подход к созданию композиций, умение быстро перестраиваться и менять замысел, усовершенствовать композицию в процессе ее создания. Развивают у детей не только умения и навыки работы с бумагой и ножницами, но и формируют желание совершенствовать свое мастерство. Полученные знания и умения дети переносят в самостоятельную деятельность.
Аппликация развивает не только моторику у детей, а также мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации помогает ребёнку изучить свои тактильные ощущения, особенно, если работать с различными видами аппликаций, и брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.
Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру. (Показ воспитателя обрывание по контуру)
Для развития мелкой моторики руки можно использовать работу с бумажными шариками из салфеток. Сначала следует научить ребенка отрывать от салфетки кусочки. Салфетку ребенок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. Готовые кусочки ребенок катает в бумажные шарики. В идеале он должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения. Этим у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, которые участвуют в процессе письма. Затем ребенок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы руки, мелкая моторика, развивается координация и точность движений.
Практическая деятельность: скатывание шариков и наклеивание на силуэт дерева.
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Ребёнок учатся аккуратности, осваивает основные приемы работы с бумагой, правила работы с клеем.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, солёному тесту) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков.
Лепка позволяет изображать предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок старается передать форму птиц, фруктов, животных. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяет ребенку менять форму, достигая желаемой выразительности объекта. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделять особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто обобщенную фигуру, а конкретную, например, Чебурашку, снеговика. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Детям занятие лепкой очень нравится. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму – это лепка из разных материалов (пластилин, тесто, глина). Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Практическая деятельность: на листах способом пластинографии нарисуем солнышко, травку, цветы.
Лепка – это так просто и здорово – похоже на бесконечный фокус, бесформенные комочки вдруг оживают. И…легкое мановение детских рук, и пластилин оживает и превращается в разные предметы и существа. Во время лепки у детей формируются навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт, чувства пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу, доводить ее до конца.
Лепка помогает развивать творческие способности ребенка, помогает пространственному видению, развивает образное мышление, мелкую моторику рук и помогает развитию интеллекта, повышается мозговая активность, дети в школе начинают лучше учиться.
Степень развития тонких движений пальцев рук – первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Чудесный ларец (рефлексии) используется шкатулка. У нас есть чудесный ларец в который мы положили знания, умения и навыки, предложенные на данном родительском собрании. Что бы вы хотели взять для своих детей из нашего ларца? Родители высказывают свои мнения и вносят предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка"
Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читат...
Консультация для родителей «Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть ...
План по самообразованию на 2013-2018 учебные года по теме «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Роль художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников...
Доклад на тему: «Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»
laquo;Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»...
«Формирование у старших дошкольников умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности».
СООБЩЕНИЕ на тему: «Формирование у старших дошкольников умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности»....