Доклад на тему: «Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»
материал

«Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hud_litra_po_shahmatam_-_kopiya.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ЮГОРКА»

Доклад

на тему: «Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»

Подготовила: Пенкова Л.Д.

        Воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Покачи, 2018 г.

 

«Роль художественной литературы в формировании шахматных

навыков у дошкольников».

Зовется Шахматной страной двухцветная страна,

Ведется в ней упорный бой – двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,

Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней –

Вот там закон, какой!

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Материалом для обучения шахматам в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы. Через чтение дети знакомятся с шахматными фигурами, шахматной доской, способами их передвижения на доске………

Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и стратегия игры.

Цели художественной литературы в обучении шахматам: популяризация шахматного образования и активизация мыслительной деятельности дошкольников через чтение художественной литературы;

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

- Дать детям понятие о шахматах, названиях шахматных фигур с помощью чтения художественной литературы.

- Формировать познавательный интерес к игре.

- Развивать мышление, память.

- Прививать интерес к шахматам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования состоит из совокупности требований к реализации образовательных программ.
     Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности и охватывать такие направления развития детей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, чего мы добиваемся по всем этим направлениям приобщая детей к шахматной игре.

Все  чаще  воспитатели  детских  садов  и  родители  задают  вопросы:  «Можно  ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие

выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов в 6летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов к 7 годам. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло

Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.

Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому

для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами

желание вырастить гармонично развитого человека.

Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

Что видят дети в шахматах? Прежде всего-сказку. Их мысли витают в недоступных далях, они фантазируют, умеют сопереживать, узнавая о приключениях Буратино и его друзей в шахматной стране, приключениях Пешки. Увлекательные сказочные персонажи познакомят ребенка с Королевством Шахмат и его необычными жителями. С легенды о мудрой шахматной игре и его создателе началось наше знакомство с шахматами. «Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа…»

Эффект  игрового  метода  изучения  шахмат  «по  частям»  велик.

Сказки, стихи, загадки, интересные истории. Образный рассказ о героической пешке, пробившейся сквозь преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст  гораздо  больше,  чем  сухое  объяснение «официальных»  правил.  Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно ребенок заинтересуется шахматами, и в обучении наступит новый этап от азов к основам теории. Методы и приемы варьируются, но основным остается игра.  

Все современные программы воспитания и обучения в детском саду ("Социокультурные Истоки", "Радуга" и др.) предусматривают развитие у детей в процессе учебной, игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Шахматы – в числе средств эффективного решения данных задач. 

В своей  группе я начинаю обучение с игры, но не в шахматы, а знакомство с шахматными Фигурами. посредством шахматных сказок, ребусов, загадок- шарад, занимательных задач и викторин, которые интересны дошкольникам в игровой форме.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На базе нашего детского сада работает кружок по обучению шахматам «Веселая ладья» для детей 5-6 и 6-7 лет.

Недавно в нашем детском саду прошел городской шахматный турнир. (Фотоотчет)

Я предлагаю вашему вниманию список художественной литературы по обучению игре в шахматы:

Мария Фоминых - международный гроссмейстер, чемпионка России и Европы среди девушек, автор детских книг по шахматам, тренер, организатор шахматных турниров, журналист. Аннотация к книге "Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках" ...Жил-был на свете один волшебник по имени Маг Карлос. Правда, был он ещё совсем маленький и мало что умел. Больше всего на свете он хотел учиться в школе волшебства "Шатранг", но брали туда только тех, кто смог сдать экзамен - сыграть в волшебную игру шахматы с учителем и решить 10 специальных задач… Вместе с ребёнком пройдите этот увлекательный путь в мир шахмат.  

И.Г. Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, уверен, что шахматы - это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Вы сможете поиграть в интересные игры, раскрасить картинки и научиться играть в шахматы. И, конечно, стать самым настоящим чемпионом. Вы узнаете: как ходят шахматные фигуры; что такое шах и мат; как сделать рокировку; что такое взятие на проходе и многое другое. Книга предназначена для занятий с детьми от трёх лет дома и в студиях.

Слайд 16

Стефан Киндерманн «Шахматы! Самая первая книга» Австрийский шахматист, гроссмейстер., участник чемпионатов Европы и мира. Аннотация к книге Шахматы! Самая первая книга Первая книга для знакомства «с миром шахмат». Даются основные понятия, объясняются смысл каждой фигуры, приводятся исторические факты. Сказочные приключения с живыми фигурами проявляют у малышей интерес к шахматам. Книга предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Художественная  литература является универсальным развивающим -образовательным средством.

  Таким образом, можно твердо утверждать, что изучая с детьми художественную литературу по шахматам мы  развиваем интерес  к самой игре, внимание, память, логическое мышление и психологические качества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Статья. Роль художественной литературы в формировании нравственности у дошкольников.

Роль художественной литературы в формировании нравственности у дошкольников....

Доклад выступления на педагогическом совете в школе по теме: «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...