Доклад из опыта работы
консультация (младшая группа)
«Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад из опыта работы
«Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»
В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 3.2.5 эмоционального благополучия через обеспечение: - непосредственное общение с каждым ребенком - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте. Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Различаются 3 степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Мы педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации и обеспечение эмоционального благополучия ребенка в этот период.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. В этом помогает анкетирование родителей во время первого родительского собрания еще до поступления ребенка в детский сад. Также родителям предлагаются памятки «Алгоритм адаптации», «Советы в адаптационный период» и т. д. В период адаптации малыша к условиям детского сада многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей или оформленную фото-стену. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких. Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Педагог учит их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Работа педагога в адаптационный период строится по нескольким направлениям:
• Взаимодействие в игре.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого подобрана картотека разнообразных видов игр: сюжетные; пальчиковые игры; игры с дидактическими игрушками; игры – забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др. Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.
В адаптационный период фронтальные формы работы с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам. Но даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.
В направлении «Играем и строим» отражается совместная деятельность детей с воспитателем по конструированию из пластмассового и деревянного конструкторов, а также конструирование из мягких модулей.
Направление «Формируем эмоциональную отзывчивость». Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни. Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов. Особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Положительные эмоции у детей вызывает рисование пальчиками и ладошками вместе с педагогом. Также для ребенка не только и не столько важно художественно - эстетическое действие, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок ИЗО со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному педагогу цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка: тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
В процессе адаптации ребенка также используют такие формы и способы как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. В направлении работы «Развиваем движения» педагог подбирает игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры. В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не надо забывать, что отдельный вид деятельности будет организовывать с каждым ребенком в течение дня. С Машей мы рассмотрим картинки в книге с утра, а с Ваней (у него короткий дневной сон) после сна, когда все дети спят, а малыш нуждается в вашем внимании. Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. В этом помогает разработанный перспективный план на период адаптации.
Также подобраны картотеки: Игр Художественного слова Дыхательной гимнастики Упражнений на релаксацию; собран музыкальный материал; материал для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-74766-1566756030.jpg)
Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является одним из фактором оценки речевой го...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-723584-1452792246.jpg)
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825616-1475646431.jpg)
Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...
Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»
Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949224-1505750170.jpg)
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...