Адаптация детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Ульянова Анна Александровна

Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ,советы родителям на период адаптации детей к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx274.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Почему одни малыши, когда приходят в детский сад ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? E:\hello_html_m7bc88309.jpg

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Что такое адаптация?

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Три степени тяжести адаптационного периода:

  • легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

  • адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности).         Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
  • тяжелая адаптация: характеризуется, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- состояния здоровья;

- резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Этапы адаптационного периода E:\shutterstock_161210792.jpg

1 этап – подготовка родителями ребенка к условиям детского сада

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: ― «Как мне здесь нравится!», ― «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т.д.

Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. E:\blog_191118-13-40-02744810.jpeg

Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.

Второй период: Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. E:\wpid-kak_razvit_tvorcheskie_sposobnosti.jpg

2 критерия успешной адаптации:

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Советы родителям

на период адаптации детей к ДОУ

  • Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада;
  • В выходные дни не меняйте  режим дня ребенка;
  • Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (лучше сделать это заранее);
  • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье;  
  • Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами;
  • Будьте терпимее к его капризам;
  • Выполняйте советы и рекомендации воспитателя;
  • Не наказывайте, « не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя;
  • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...