ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА!
консультация

Алалыкина Татьяна Алексеевна

Практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poigray_so_mnoyu_mama.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ДАВАЙ ПОИГРАЕМ, МАМА …»

Цель: обогащение знаний родителей о коррекции речевых нарушений  у детей; практическое усвоение методики проведения коррекционно-развивающих игр; стимулирование позитивного эмоционального и познавательного общения родителей с детьми.

Предшествующая подготовительная работа: консультирование родителей по выбору игр, предоставление информации об источниках (интернет, педагогическая литература и др.)

Оборудование: список игр (для выбора родителям), памятки для родителей «Давай поиграем, мама …», опросник для родителей, мяч, предметные картинки, материал к играм по запросу родителей, жетоны, «волшебная коробочка», сюрпризы (картинки-раскраски)

Участники: родитель + ребёнок, педагог (учитель - логопед) в роли модератора.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Через игру дошкольник обучается, развивается, узнаёт мир. Еще одной особенностью детей дошкольного возраста является то, что для ребёнка авторитетом является близкий ему взрослый (родитель).  Чем больше времени в общении (игре) с ребёнком проводит родитель, тем больше он сможет дать ребёнку и тем больше полезной информации ребёнок примет.

Детство своего ребёнка пролетает стремительно. Кажется, вчера ещё водили за ручку в детский сад (ясли), а сегодня он уже самостоятельно бежит в школу. Давайте же не будем упускать драгоценное время, найдём возможность и поиграем со своими любимыми, неповторимыми детьми.

Предлагаю совместить приятное с полезным и поиграть сегодня в игры, которые помогут нашим детям сформировать и развить речевые навыки. К практикуму вы подготовили игры, предлагаю поиграть с детьми в каждую и потом поделиться своими впечатлениями.

Ход практикума.

  1. Каждый родитель по очереди играет с детьми в игру, которую он приготовил.
  2. Педагог (учитель - логопед), как модератор вносит при необходимости коррективы в проведение игр, оказывает организующую помощь в работе с детьми.
  3. После игр педагог (учитель - логопед) для детей проводит сюрпризный момент с «волшебной коробочкой».
  4. Рефлексия, заполнение опросника для родителей.

Подготовила и провела

учитель – логопед Алалыкина Т.А.

29.04.18

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

«Путаница»

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

«Собери слово»

Взрослый предлагает ребёнку собрать рассыпавшееся слово из слогов или звуков: С, О, К – сок, МА, ШИ, НА – машина. Начинать нужно с простых небольших слов. В последующем можно играть по очереди сначала загадывает взрослый, а потом ребёнок.

«Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

 «Отгадай загадку».

 Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи: чего в лесу больше: ёлок или деревьев? Волк догонял зайца. Кто убегал? Петя встретил на вокзале дедушку. Кто приехал?

«Подбери слово. Аналогии».

У птицы – перья, а у рыбы - … . Огурец – овощ, а ромашка - …

«Какое слово длиннее?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Ребёнок на слух определяет, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

Путешествия по комнате 

Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук  С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а ты кладёшь красную фишку на найденный предмет.

 «Слоги рассыпались».

Детям предлагается составить слова из данных слогов. Слова могут быть на разную тему.

«Волшебная цепочка»

(по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.

Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. 

Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие положительные изменения у вашего ребенка. Выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

Составила:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2018 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Давай поиграем, мама…

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете ли Вы данный практикум актуальным и результативным для себя?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что вы ждали от мероприятия и оправдались ли Ваши ожидания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими трудностями Вы столкнулись при подготовке к практикуму?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Нужны ли Вам такие мероприятия?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Планируете ли Вы дальше продолжать работать в этом направлении со своим ребёнком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Оцените практикум по пятитибальной шкале ___________________________________________

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

(справочный материал для родителей)

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

 «Задом - наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

 «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница»

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.

«Наоборот».

Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

«Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.  Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

«Посчитай».

Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.  

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

«Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

«Подбери слово».

 Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

«Большой - маленький».

 Ребёнку предлагается назвать ласково,  н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Отгадай загадку».

 Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи. Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Подбери слово».

У птицы – перья, а у рыбы - … . Огурец – овощ, а ромашка - …

«Найди букву»

 Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать по коленкам.

«Что бывает?»

    Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств  предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие  вопросы: что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша); что бывает глубоким? ( тарелка, озеро, речка, колодец); что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка); что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).

Также можно спрашивать: что бывает круглым?  высоким?  пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.

«Какое слово длиннее?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

«Волшебные звуки»

   Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «р» и «н» они будут считать волшебными.  Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

«Составь слово из слогов»

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит угадать, что же за слова можно из них составить. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

 «Красный и синий мячи»

Дети встают в круг.  Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

Игра "Первый — последний"

Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых ребёнок называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.

Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.

Игра «Соберем урожай»

Педагог  предлагает Незнайке помочь  собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, в названиях которых есть звук «р» (слова проговариваются) 

Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»

Педагог  предлагает  детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются)

Игры «Слоги рассыпались»

Детям предлагается из слогов составить слова из данных слогов. Слова могут быть на разную тему.

Путешествия по комнате 

Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С]. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Поиграй со мной мама"

Игры для детей раннего возраста  на профилактику эмоционального и нервно-мышечного напряжения...

Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!

Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...

Материал для родительского уголка "Поиграй со мною мама"

В статье  рассказывается о значении пальчиковых игр. Предлагается их перечень   для занятий с детьми дома....

Консультация для родителей "Поиграй со мною, мама..."

Материал представляет собой краткую памятку для родителей, которая может служить руководством в совместной игровой деятельности с детьми....

Физкультурный досуг для детей подготовительной к школе группы "Поиграй со мной, мама"

Физкультурный досуг для детей подготовительной к школе группы и их родитетелей - веселое развлечение, которое можно провести в преддверии Дня Матери или праздника 8 марта....

"Поиграй со мной, мама!"

Игровые упражнения с использованием картинного материала по дифференциации существительных именительного падежа единственного и множественного числаИгра "У меня - у тебя".Взрослый называет существител...

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»...