Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»

Тема: Поиграй со мной, мама!

(проводится накануне Дня матери или 8 Марта)

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений средствами игротерапии.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у дошкольников чувства любви, уважения к своим к родным и близким людям.

2. Содействовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных игр.

3. Повышать педагогическую культуру родителей: показать родителям самоценность дошкольного возраста.

Оборудование: в зале/кабинете стулья расставлены полукругом по количеству участников (необходимо оставить пространство для организации игр) ; музыкальное сопровождение (детские песни о мамах, о семье, оформление помещения в соответствии с тематикой встречи; «мешочек» добрых слов; стеклянные рамки, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, тканевые салфетки; фотоаппарат.

1. Организационный момент

Ведущий

- Добрый вечер, уважаемые родители и замечательные дети! Рады приветствовать вас на встрече.

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешит,

И умоет, и причешет,

В щечку поцелует — чмок?

Дети: Моя мамочка!

Ведущий

Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный вам. Первое слово, которое произносит человек - это слово «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь.

У каждого из вас, ребята, есть родной, близкий человек – мама! Она заботится о вас, дарит любовь.

2. Игровой тренинг

2.1. Игра «Доскажи словечко»

Кто пришел ко мне с утра? (дети хором) Мамочка!

Кто сказал: «Вставать пора»? (дети хором) Мамочка!

Кашу кто успел сварить? (дети хором) Мамочка!

Чаю в чашки всем налить? (дети хором) Мамочка!

Кто косичку мне заплел? (дети хором) Мамочка!

Кто меня поцеловал? (дети хором) Мамочка!

Кто ребячий любит смех? (дети хором) Мамочка!

Кто на свете лучше всех? (дети хором) Мамочка!

Ведущий - Ребята, кто из вас знает, какой праздник отмечает вся страна в последнее воскресенье ноября? (День Матери) Это самый добрый, самый важный праздник – День матери! Без ласки, нежности, заботы и любви наших мам не может обойтись ни один человек!

Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости всем нашим мамам.

2.2. Игра «Подари маме добрые слова»

«От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме».

Детей приглашаем встать в круг.

- Ребята, давайте соберём ласковые, добрые слова для наших мам в этот волшебный мешочек.

Ответы детей: Мама любимая, добрая, ласковая, заботливая, милая, нежная…

- Молодцы, ребята. Нам бы хотелось, чтобы вы как можно чаще говорили мамам такие слова.

-Уважаемые мамы, вы слышали, сколько замечательных слов сказали Ваши  дети?

2.3. Этюд «Успокоим маму»

Дети возвращаются на места.

«Если мне бывает больно,

Мама доброю рукой

Успокаивает боли

И несет с собой покой».

- Ребята, вспомните, как мамы успокаивали вас, когда вы огорчались, расстраивались. А как вы умеете жалеть, успокаивать мам? Давайте подойдём к нашим мамам, обнимем их, пошепчем на ушко нежные слова.

Обратить внимание всех на то, как «успокаивает, жалеет маму» тот или иной ребёнок.

2.4. Игра «Бабочка летела»

Ведущий - Если маме грустно, мы знаем, как её развеселить. Можно поиграть в игру, которую очень любят наши ребята.

Приглашаем пары «мама – ребёнок» в круг.

Ребёнок стоит перед родителем, спиной к нему. Правая рука мамы «превращается» в бабочку (показать). «Бабочка» выполняет команды ведущего:

Бабочка летела, летела и на макушку ребёнку села, посидела, дальше полетела…, на носик села, пощекотала носик и дальше полетела…, на правую коленку села…

Уважаемые мамы, эта игра поднимает настроение, закрепляет название и расположение частей тела, понятия «право», «лево», игра не требует подготовки.

Игроки меняются местами (мамам предложить присесть или сесть на стул, чтобы быть на одном уровне с ребёнком). Дети выполняют команды ведущего.

Бабочка летела, летела на левое плечо мамочке села… , шейка… , правое ушко…

2.5. Игра «Волшебное зеркало»

Ведущий 2 (воспитатель)

- Ребята, когда мы смотримся в зеркало, что мы видим? Дети: своё отражение.

Предлагаем вам превратиться в волшебные зеркала! Сначала «зеркалами» будут дети. Они будут «отражать» все движения родителей как можно точнее.

Участники парами «мама – ребёнок» в произвольном порядке располагаются по залу. Игра проводится под музыку.

- Теперь меняемся ролями. Мамы повторяют движения детей.

Уважаемые родители, эта игра помогает установить эмоциональный контакт с ребёнком, развивает внимательность детей, тренирует точность движений и умение ориентироваться в пространстве.

2.6. Игра «Домики»

- Ребята, мамы с самого вашего рождения оберегают и защищают вас. А вы уже можете защищать ваших мам? Для этого предлагаем вам игру «Домики»

Дети и мамы в свободном порядке располагаются по кругу.

- Во время звучания музыки все свободно перемещаются по залу. После остановки музыки нужно внимательно послушать, какое слово скажет ведущий. Если произносится слово «дети», мамы изображают «домики», а дети прячутся в них. Если произносится слово «мамы», дети изображают «домики», а взрослые, пытаются спрятаться в них. (Родителям, чтобы поместиться в «домик», необходимо присесть или сесть на стул.)

Ведущий проводит игру 3 – 4 раза меняя ролями детей и родителей.

- Милые мамы, ваши детки могут заботиться о вас и даже защищать.

2.7. Игра «Узнайте своего ребёнка»

 «Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдёшь теплее рук

И нежнее маминых».

- Приглашаем мам по очереди присесть на «волшебный» стульчик (в центре зала) и закрыть глаза. На ощупь, по ладошке нужно узнать своего ребёнка (если сложно узнать по ладошке, узнать по причёске, одежде)

Ведущий подводит к маме 3 – 4 ребят с вытянутыми вперёд ручками. Деткам необходимо соблюдать тишину.

Когда мама «узнаёт» ладошку своего ребёнка – выражаем бурную поддержку, аплодируем.

2.8. Игра – разминка «Друг к дружке»

- Все мамы и ребята свободно двигаются под музыку по залу. Как только останавливается музыка, останавливаются и участники. Необходимо послушать задание, найти свою пару «мама – ребёнок» и выполнить задание.

Ведущий, останавливая музыку, даёт следующие команды:

рука к руке (найти друг друга и прижать ладоши к ладошкам) ; пяточка к пятке; ушко к уху; носик к носу и т. п.

Уважаемые родители, эта игра поднимет настроение на семейном празднике или в компании взрослых и детей (например, на дне рождения ребёнка).

3. Практическая часть

Участники приглашаются за столы. Возле каждого стола - высокий стул (для ребёнка, низкий стул (для мамы). На столах – стеклянные рамки (размер альбомного листа, тонкие и толстые кисти, гуашевые краски, салфетки.

Ведущий

-Ребята, родители предлагаем вам поработать вместе и сделать волшебный рисунок! Для этого родителям нужно держать рамку вертикально, прижав к столу. С одной стороны рисунок делает ребёнок, с другой стороны рамки – мама. Важно договориться, чтобы тема рисунков мамы и ребёнка была общей (например, «лесная поляна» и т. д.)

Краску необходимо брать густую, чтобы она не стекала по рамке. Лишнюю воду можно убрать с кисточки, промокнув её салфеткой.

Во время выполнения работы, зачитывается стихотворение (обращение к родителям).

Стихотворение "Берегите своих детей"

В конце практической работы можно сделать фотографии мамы и ребёнка, подчеркнув этим ценность их произведения.

Работы выставляются вертикально на подставке (или мольбертах). Участники встречи имеют возможность их рассмотреть. Ведущие отмечают особенности каждой работы.

Уважаемые мамы и дети, у вас получились замечательные работы: красивые, нежные, яркие. Вы успешно справились с заданием, потому что работали сообща и прислушивались друг к другу.

 Подведение итога

- Мамы, вам приятно было играть с детками?

- Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? В какие игры вам понравилось играть больше всего? (можно спросить каждого ребёнка «Больше всего мне понравилось играть с мамой в игру… »)

- Уважаемые мамы, спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть ваши добрые и нежные улыбки и счастливые глаза ваших детей.

Совместные игры сближают детей и родителей. Играйте с детьми дома, как можно чаще!



Предварительный просмотр:

Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем требует вдумчивости, изобретательности, терпения, системности, нестандартного подхода к решению педагогических проблем. Не всякий родитель может самостоятельно изучить педагогические и психологические особенности воспитания ребенка. Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем помогает научиться успешно, взаимодействовать с участниками педагогического процесса, сглаживать возникшие конфликты, правильно организовать воспитание и обучение ребенка.

Формирование  педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Главными воспитателями  своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии.

Цель программы – формирование педагогической культуры, повышение педагогических знаний, оказание помощи в организации педагогического самообразования родителей воспитанников в ДОУ.

Задачи программы:

- формирование у родителей умения анализировать собственные действия;

- формирование умения владеть своим эмоциональным состоянием;

- формирование  у родителей умения  взаимодействовать с ребенком и воспитателем.

В основе программы лежат следующие принципы обучения и воспитания:

- принцип научности: воспитатель обеспечивает, предполагаемое содержание встреч основанное на положениях, соответствующих фактам, выражало состояние современных наук, изучающих закономерности формирования педагогической культуры родителей;

- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к формированию педагогической культуры родителей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и  согласованность их действий в решении проблем, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- принцип последовательности: требует, чтобы формирование велось в определенном порядке, было построено в строгой логической последовательности, т. е. материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, шаги, многократно повторяться;

- принцип доступности: предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе по формированию педагогической культуры;

- концентричность  изложения материала: повторяемость, единство требований к построению системы формирования педагогической культуры родителей;

- принцип индивидуального подхода: предполагает учет характерных особенностей семьи, потребностей и запросов родителей; раскрытие потенциала родителя как воспитателя, создание своего образа как воспитателя;

- принцип использования положительного жизненного опыта: предполагающий использование накопленных практических умений и навыков организации семейного воспитания и унаследованных от предыдущих поколений в качестве базы и источника нового знания;

- принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок: предполагающий способность изменять свои воспитательные позиции в соответствии с требованиями реально складывающейся воспитательной ситуации в семье;

- принцип практической направленности: предполагает ориентацию на реальные цели и задачи семейного воспитания;

- принцип поступательности и преемственности: предполагает восходящий характер взаимодействия воспитателя с семьей, последовательное движение от одного этапа к другому;

- принцип актуализации: основывается на понимании важности и необходимости знаний, перспективы их использования в реальной практике семейного воспитания.

Построение программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает направленность педагогического воздействия на родителей.

Время реализации программы 4 месяца.

Содержание, формы, методы и приемы работы по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем представлено шестью блоками в таблице 1.

Каждый блок соответствует компоненту:

1 блок «Что мы знаем» - соответствует когнитивному компоненту;

2 блок «Что нам важно» - соответствует мотивационному компоненту;

3 блок  «Что мы умеем» - соответствует операционному компоненту;

4 блок «Как мы общаемся» - соответствует коммуникативному компоненту.

5 блок « Мы  анализируем» - соответствует рефлексивный компонент.

6 блок « Наши эмоции»  - соответствует эмоциональному компоненту.

В процессе работы с родителями используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический и их сочетание. На первом месте практический и словесный методы, формирующие педагогические представления и понятия о педагогической культуре родителей (ведущее значение), дополнение к этим методам - словесная передача информации (второстепенное значение). Разновидностью практического метода являются использование ролевых игр, презентации.

Эффективная организация взаимодействия воспитателя и семьи в формировании педагогической культуры родителей невозможна без создания комплекса педагогических условий, которые рассматриваются нами как совокупность мер, обеспечивающие эффективность этого процесса. При определении педагогических условий мы руководствовались сущностными и структурно-уровневыми характеристиками педагогической культуры родителей, совокупностью и закономерностью, функционально связанных компонентов программы взаимодействия  ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей.

Личностно-значимое для родителей содержательное наполнение процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.  Отбор содержательного наполнения процесса взаимодействия ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей должен  осуществляться на основе дифференцированного подхода.

Внедрение инновационных образовательных и коммуникативных технологий в процесс взаимодействия ДОУ и семьи, позволит актуализировать проблемы семейного воспитания, перевести их в разряд значимых, увязать теоретический материал с практической деятельностью.

Кроме того, обеспечит создание условий для реализации потребности родителей в самоопределении, саморазвитии, самообразовании, самоактуализации и самореализации; позволит строить процесс взаимодействия на принципах деятельностного подхода; позволит изменить характер взаимодействия воспитателя и родителя, признать приоритет его индивидуальности, самооценности, его субъектность в процессе взаимодействия.

Таблица 1

Формированию педагогической культуры родителей воспитанников во взаимодействии с воспитателем

Блок

Содержание

Формы работы воспитателя

Методы и приемы

1 блок

« Что мы знаем »

знание:

-психолого-педагогические знания родителей;

-особенностей психологического и физического развития ребенка;

-законов о защите прав детства, семейный кодекс.

- практикум «Мой стиль воспитания»,

- лекция «Стили воспитания»,

Словесный:

- рассказ

- объяснение

- беседа

- диалог

2 блок

 «Что нам важно»

- понимание смысла воспитательной деятельности;

- осознание своей воспитательной роли.

-лекция «Типы семей»;

-пресс-конференция «Моя дружная семья»

-презентация семьи

- рассказ

- объяснение

- беседа

3 блок

« Что мы умеем»

умения:

- использовать психолого-педагогические знания в конкретных ситуациях,

- ставить и достигать целей и задач воспитания

- лекция «Я хочу понять своего ребенка»

- презентация позитивного опыта,

- дискуссия по памятке «Памятка родителям от ребенка»

- объяснение

- поэтапный показ алгоритма действий

- практические упражнения

4 блок

« Как мы общаемся»

умения:

- родителей создавать благоприятный психологический климат в семье,

 - понимать детей и других членов семьи,

- проявлять терпимость к иному мнению,

- предупреждать и решать конфликты

- лекция «Уважайте себя и своего ребенка»;

- практикум «Откровенный разговор»

-анализ педагогических ситуаций,

5 блок

 « Мы  анализируем»

умение:

- анализировать собственные действия, поступки и состояния;

- оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания,

-анализировать причины успехов и неудач, возникающих в ходе семейного воспитания;

- способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию

- лекция «Наказание в семье»;

-практикум «Вы решили наказать ребенка»;

- круглый стол «Воспитание без наказания»

Словесный:

- рассказ

- объяснение

- беседа

-анализ педагогических ситуаций,

-просмотр видеороликов

6 блок

 « Наши эмоции»  

умение:

- владеть собой в трудных, непредвиденных ситуациях;

- понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения,

- видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения;

- лекция «Как любить своих детей?»

Самостоятельная деятельность:

- общение  на праздниках

- вечера вопросов и ответов

- «Презентация своего ребенка»

Словесный:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

-анализ педагогических ситуаций,

-просмотр видеороликов с записью совместных мероприятий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий встречи в Клубе Заботливых Родителей. Тема: "Поиграй со мной, мама!"

Встреча для  рановозрастных детей дошкольников и их мам (оптимально - 15 пар, т.е. 30 участников). Тема посвящена Дню Матери, можно приурочить и к празднику 8 Марта. Сценарий предусматриевае...

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!» посвящённого Дню Матери.

Сценарий праздника ко Дню матери с разнообразными играми и сценками....

Семинар – практикум для родителей и детей «Поиграй со мною, мама»

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных пр...

Консультация для родителей: «Игры с водой. Поиграй со мною мама»

Консультация для родителей: «Игры с водой. Поиграй со мною мама»Цель: познакомить родителей с рядом игр с водой, продолжать обучать игровому взаимодействию с детьми.Уже не раз говорилось, ...

«Поиграй со мною, мама» игровое развлечение для мам и детей 2 младшей группы ко Дню матери.

Материал содержит простые, незатейливые игры и задания. которые дети выполняют вместе с мамами и это приносит им большую радость....

Сценарий игрового развлечения для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»

Сценарий игрового развлечения для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»...