Доклад по обучению грамоте детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.
Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:
· умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
· членить предложения такого же состава на слова;
· делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;
· составлять слова из слогов;
· выделять в слове первый и последний звук;
· делать звуковой анализ слов.
Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков.
Дидактические игры позволяют не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Использовать их можно как в непрерывно образовательной деятельности , так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: -фонетические, -графические, - грамматические, - игры, развивающие связную устную речь.
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится
формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1) Установление изучаемого звука в словах , определение места
звука (“Где спрятался звук ?”).
2) Придумывание слов на заданный звук в определенной позиции.
3) Игра “Путаница”. Перед детьми буквы, они должны найти пару, причем
так, что бы получился слог.
4) «Компьютер звуковик» Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков. Например, даны картинки, на которых изображены тигр,
олень, кот. Дети составляют слово по первым звукам (Т),(О), (К).
5) «Магазин». Дети покупают в магазине товар на данную букву».
6) «Рыбалка». Поймать рыбку с картинкой, начинающейся на данную букву.
7) «У кого больше фишек?» Дети закрывают фишкой изображения на картинке на заданную букву.
8)Игра «Букварик». Ребёнок- «букварик» задаёт детям звук, они придумывают слова на этот звук.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить
каждый звук в слове, помогают скороговорки.
Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
1) Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая,
рыжая, хитрая... (лиса).
2) Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
3) Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
4) Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога.
Игра «Живые слоги» . Данное слово дети делят на слоги. Количество слогов в слове обозначают человечками.
Подбор к данному слову родственных слов.
Игра «Чудо-орешки» .Предлагаю детям сравнить слово с орешком, расколешь его , а внутри –ядрышко. Внутри слова тоже есть ядрышко-его смысл, его корень. Глаз, глазик, глазище, глазной, глазок (но не глазурь).
Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. На выбранную букву придумать слова: к-корова, с-слон.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по обучению грамоте детей дошкольного возраста | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.
Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:
- умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
- членить предложения такого же состава на слова;
- делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;
- составлять слова из слогов;
- выделять в слове первый и последний звук;
- делать звуковой анализ слов.
Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков.
Дидактические игры позволяют не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Использовать их можно как в непрерывно образовательной деятельности , так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: -фонетические, -графические, - грамматические, - игры, развивающие связную устную речь.
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится
формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1) Установление изучаемого звука в словах , определение места
звука (“Где спрятался звук ?”).
2) Придумывание слов на заданный звук в определенной позиции.
3) Игра “Путаница”. Перед детьми буквы, они должны найти пару, причем
так, что бы получился слог.
4) «Компьютер звуковик» Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков. Например, даны картинки, на которых изображены тигр,
олень, кот. Дети составляют слово по первым звукам (Т),(О), (К).
5) «Магазин». Дети покупают в магазине товар на данную букву».
6) «Рыбалка». Поймать рыбку с картинкой, начинающейся на данную букву.
7) «У кого больше фишек?» Дети закрывают фишкой изображения на картинке на заданную букву.
8)Игра «Букварик». Ребёнок- «букварик» задаёт детям звук, они придумывают слова на этот звук.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить
каждый звук в слове, помогают скороговорки.
Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
1) Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая,
рыжая, хитрая... (лиса).
2) Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
3) Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
4) Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога.
Игра «Живые слоги» . Данное слово дети делят на слоги. Количество слогов в слове обозначают человечками.
Подбор к данному слову родственных слов.
Игра «Чудо-орешки» .Предлагаю детям сравнить слово с орешком, расколешь его , а внутри –ядрышко. Внутри слова тоже есть ядрышко-его смысл, его корень. Глаз, глазик, глазище, глазной, глазок (но не глазурь).
Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. На выбранную букву придумать слова: к-корова, с-слон.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"
Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...