Доклад по обучению грамоте детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

 Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

    Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.

 

   Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:

·         умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;

·         членить предложения такого же состава на слова;

·         делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;

·         составлять слова из слогов;

·         выделять в слове первый и последний звук;

·         делать звуковой анализ слов.

    Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков. 

 

 Дидактические   игры позволяют  не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Использовать их можно  как в  непрерывно образовательной деятельности , так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка.                                                                                                                                              Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы:                                              -фонетические,                                                                                                                                           -графические,                                                                                                                                                - грамматические,                                                                                                                                               - игры, развивающие связную устную речь.

 
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится
формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1)  Установление изучаемого звука в словах , определение места
звука (“Где спрятался звук ?”).
 2)  Придумывание слов на заданный звук  в определенной позиции.         
3)  Игра “Путаница”. Перед детьми  буквы, они должны найти пару, причем
так, что бы получился слог.
4)   «Компьютер звуковик» Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков. Например, даны картинки, на которых изображены тигр,
олень, кот. Дети составляют слово по первым звукам (Т),(О), (К).
5) «Магазин».  Дети покупают в магазине товар на данную букву».
6) «Рыбалка». Поймать рыбку с картинкой, начинающейся на данную букву.
7) «У кого больше фишек?» Дети закрывают фишкой изображения на картинке на заданную букву.
8)Игра «Букварик». Ребёнок- «букварик» задаёт детям звук, они придумывают слова на этот звук.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить
каждый звук в слове, помогают скороговорки.
 
 Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
1)  Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая,
рыжая, хитрая... (лиса).
2)  Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
3)  Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
4)  Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
 
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове  выделение ударного слога.
Игра «Живые слоги» . Данное слово дети делят на слоги. Количество слогов в слове обозначают человечками.
 
Подбор к данному слову родственных слов.  
Игра «Чудо-орешки» .Предлагаю детям сравнить слово с орешком, расколешь его , а внутри –ядрышко. Внутри слова тоже есть ядрышко-его смысл, его корень. Глаз, глазик, глазище, глазной, глазок (но не глазурь).                                                                                                                    
Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. На  выбранную  букву придумать слова: к-корова, с-слон.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например:  грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

    Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.

 

   Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:

  • умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
  • членить предложения такого же состава на слова;
  • делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;
  • составлять слова из слогов;
  • выделять в слове первый и последний звук;
  • делать звуковой анализ слов.

    Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков. 

 

 Дидактические   игры позволяют  не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Использовать их можно  как в  непрерывно образовательной деятельности , так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка.                                                                                                                                              Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы:                                              -фонетические,                                                                                                                                           -графические,                                                                                                                                                - грамматические,                                                                                                                                               - игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится

формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1)  Установление изучаемого звука в словах , определение места

звука (“Где спрятался звук ?”).

 2)  Придумывание слов на заданный звук  в определенной позиции.        

3)  Игра “Путаница”. Перед детьми  буквы, они должны найти пару, причем

так, что бы получился слог.

4)   «Компьютер звуковик» Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков. Например, даны картинки, на которых изображены тигр,

олень, кот. Дети составляют слово по первым звукам (Т),(О), (К).

5) «Магазин».  Дети покупают в магазине товар на данную букву».

6) «Рыбалка». Поймать рыбку с картинкой, начинающейся на данную букву.

7) «У кого больше фишек?» Дети закрывают фишкой изображения на картинке на заданную букву.

8)Игра «Букварик». Ребёнок- «букварик» задаёт детям звук, они придумывают слова на этот звук.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить

каждый звук в слове, помогают скороговорки.

 Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

1)  Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая,

рыжая, хитрая... (лиса).

2)  Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

3)  Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

4)  Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове  выделение ударного слога.

Игра «Живые слоги» . Данное слово дети делят на слоги. Количество слогов в слове обозначают человечками.

Подбор к данному слову родственных слов.  

Игра «Чудо-орешки» .Предлагаю детям сравнить слово с орешком, расколешь его , а внутри –ядрышко. Внутри слова тоже есть ядрышко-его смысл, его корень. Глаз, глазик, глазище, глазной, глазок (но не глазурь).                                                                                                                    

Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. На  выбранную  букву придумать слова: к-корова, с-слон.

Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например:  грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...