Консультация для родителей «Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Сергеева Наталья  Владимировна

Проблемы нарушения письменной и усной речи. Перечень игр на обогащение лексико - грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»

Проблема нарушения устной и письменной речи волнует не только родителей, но и учителей начальных классов. Дети младшего школьного возраста допускают специфические ошибки в процессе письма. Это замена, пропуск, перестановка, букв и слогов, неправильное построение предложений, не дописывание элементов букв, зеркальное письмо. Причинами этих ошибок могут быть несформированное слуховое внимание и память, зрительное и фонематическое восприятие. Особое место занимают ошибки связанные с недоразвитием лексико – грамматической стороны речи. Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа в множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» - домик). Дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»). Словарный запас у детей  очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико – грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте. Для этого нужно организовывать занятия, в домашних условиях придерживаясь следующих рекомендаций:

1.      Занятия проводите ежедневно по 15 -20 минут с небольшими перерывами, во время которых необходима разминка (побегать, попрыгать);

2.      Занятия проводите в игровой форме;

3.      Не принуждайте ребенка к занятиям;

4.      Не спешите, переходит к следующему заданию, если малыш не усвоил предыдущее;

5.      Для проведения некоторых игр используйте картинки и мяч.

Примеры заданий по обогащению лексико – грамматического строя речи:

Игра: «Назови ласково»

Дом – домик, ковёр – коврик, бинт – бинтик, скрипка – скрипочка.

Игра: «Папа, мама и детёныши»

Слон – слониха – слоненок – слонята.

Игра: «Из чего какой?»

Книга из бумаги  – бумажная, машинка из пластмассы – пластмассовая.

Игра: «Чьи хвосты?»

Хвост щуки (чей?) – щучий, Хвост волка – волчий.

Игра: «Посчитай до 5»

Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.

Игра: «Жадина» Мой портфель, моя книга, мои тетради, моё письмо и т. д. (по набору картинок)

Игра: «Подбирай, называй, запоминай»

Подобрать как можно больше слов – действий и слов – признаков.

Медведь (какой?) – неуклюжий, лохматый, косолапый, сильный, бурый, огромный. Медведь (что делает?) – спит, ревет, переваливается, рычит.

Игра: «Скажи наоборот»

Большой – маленький, чистый – грязный, хорошо – плохо, слабый – сильный.

Игра: «Исправь ошибки»

Скворец на скворечнике (в). Аист улетел из поля (с). Скворец вылетел в скворечник (влетел).

Игра: «Один – много»

Дрозд – дрозды, гриб – грибы, медаль – медали.

Игра: «Изменяй предложения»

Я звоню другу. Ты звонишь другу. Он звонит другу. Она звонит другу. Мы звоним другу. Вы звоните другу. Они звонят другу.

Игра: «Вставь попущенные предлоги»

Таня беседует __ подругой (с). Папа дотрагивается __ шкафа (до). Заяц дрожит __ кустом (под).

Игра: «Составь предложения из слов»

На, сел, ветку, воробей – На ветку сел воробей. Кролик, капусту, любит, морковь, и – Кролик любит морковь и капусту. Спряталось, лесом, за, солнышко – Солнышко спряталось за лесом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.

Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...

Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике -   проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...