Консультация для родителей «Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Проблемы нарушения письменной и усной речи. Перечень игр на обогащение лексико - грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»
Проблема нарушения устной и письменной речи волнует не только родителей, но и учителей начальных классов. Дети младшего школьного возраста допускают специфические ошибки в процессе письма. Это замена, пропуск, перестановка, букв и слогов, неправильное построение предложений, не дописывание элементов букв, зеркальное письмо. Причинами этих ошибок могут быть несформированное слуховое внимание и память, зрительное и фонематическое восприятие. Особое место занимают ошибки связанные с недоразвитием лексико – грамматической стороны речи. Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа в множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» - домик). Дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»). Словарный запас у детей очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико – грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте. Для этого нужно организовывать занятия, в домашних условиях придерживаясь следующих рекомендаций:
1. Занятия проводите ежедневно по 15 -20 минут с небольшими перерывами, во время которых необходима разминка (побегать, попрыгать);
2. Занятия проводите в игровой форме;
3. Не принуждайте ребенка к занятиям;
4. Не спешите, переходит к следующему заданию, если малыш не усвоил предыдущее;
5. Для проведения некоторых игр используйте картинки и мяч.
Примеры заданий по обогащению лексико – грамматического строя речи:
Дом – домик, ковёр – коврик, бинт – бинтик, скрипка – скрипочка.
Игра: «Папа, мама и детёныши»
Слон – слониха – слоненок – слонята.
Игра: «Из чего какой?»
Книга из бумаги – бумажная, машинка из пластмассы – пластмассовая.
Игра: «Чьи хвосты?»
Хвост щуки (чей?) – щучий, Хвост волка – волчий.
Игра: «Посчитай до 5»
Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.
Игра: «Жадина» Мой портфель, моя книга, мои тетради, моё письмо и т. д. (по набору картинок)
Игра: «Подбирай, называй, запоминай»
Подобрать как можно больше слов – действий и слов – признаков.
Медведь (какой?) – неуклюжий, лохматый, косолапый, сильный, бурый, огромный. Медведь (что делает?) – спит, ревет, переваливается, рычит.
Игра: «Скажи наоборот»
Большой – маленький, чистый – грязный, хорошо – плохо, слабый – сильный.
Игра: «Исправь ошибки»
Скворец на скворечнике (в). Аист улетел из поля (с). Скворец вылетел в скворечник (влетел).
Игра: «Один – много»
Дрозд – дрозды, гриб – грибы, медаль – медали.
Игра: «Изменяй предложения»
Я звоню другу. Ты звонишь другу. Он звонит другу. Она звонит другу. Мы звоним другу. Вы звоните другу. Они звонят другу.
Игра: «Вставь попущенные предлоги»
Таня беседует __ подругой (с). Папа дотрагивается __ шкафа (до). Заяц дрожит __ кустом (под).
Игра: «Составь предложения из слов»
На, сел, ветку, воробей – На ветку сел воробей. Кролик, капусту, любит, морковь, и – Кролик любит морковь и капусту. Спряталось, лесом, за, солнышко – Солнышко спряталось за лесом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и логопедам....
Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...
Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...
Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике - проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...