«Развитие языковой образовательной среды дошкольника»
консультация

Шубина Екатерина Александровна

Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Всё в ваших руках»

Тема: «Развитие  языковой образовательной среды дошкольника»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

• актуализация отношения родителей к проблеме  речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Оборудование: ИКТ презентация по теме «Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей», мяч, набор мелких игрушек для обыгрывания (2 набора, игрушки для составления описательных рассказов.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить совместно о развитие  языковой образовательной среды ваших детей.

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

 В зависимости от языковой среды внутри семьи следует индивидуально подходить к каждой коммуникации с ребёнком. Например, для смешанной семьи, где папа и мама — представители разных культур, подойдет принцип «один человек —  один язык», а для одноязычной семьи принцип «одна ситуация — один язык». Это самые распространенные принципы. Но даже при следовании вышеуказанным условиям, дети в одной и той же семье могут сильно отличаться, как в психофизическом, так и в лингвистическом плане.

   Проблема профилактики и обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи со сложившимся национальным составом региона, происходящими в последние годы миграционными процессами, расширением межкультурных контактов.

    Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7 летний возраст ребенка. К этому времени дети уже хорошо владеют родным языком, что создает благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Именно в это время начинают усваиваться фонологическая система русского языка и на ее основе формироваться специфичные для русского языка слухо-произносительные навыки.

      Ежегодно в нашем детском саду проводится диагностика, в ходе которой определяется уровень владения детьми языковыми средствами русского языка. Оценивается состояние речевого развития по следующим направлениям:

- Развитие фонематического слуха, восприятия;

- Состояние звукопроизношения;

- Сформированность лексико-грамматического строя речи;

- Развитие связной речи.

    Мы часто слышим, что развивать ребенка надо «играючи», то есть прибегая к игровым приемам. Старайтесь влиться в ту игру, которую предлагает ребенок, предложите ему самому задать вектор игры, и уже в процессе адаптируетесь и применяйте различные педагогические приемы. Важно понимать, как ребенок усваивает информацию. Детей «кинестетиков» гораздо проще вовлечь в познавательный процесс на основе тактильных ощущений: звуки, буквы и новые слова запоминаются в процессе тактильной игры. Так, вы можете измерять длину ботинка, лепить разные части автомобиля и собирать ее по частям, проговаривая их. Детям «непоседам», которым сложно усидеть на одном месте, можно предложить активные игры, через которые они будут изучать разные темы. Например, детям, у которых очень много энергии, можно предложить убегать от Бабы Яги (старайтесь больше использовать фольклорных  и сказочных персонажей ). Если Баба Яга поймает, то придется выполнять любые ее пожелания, чтобы она отпустила.

     Все активности должны быть так или иначе связаны с обоими языками: читайте сказки, как русские, так и иностранные; смотрите мультфильмы на русском и других языках. Но этого мало. После прочитанного или просмотренного необходимо задействовать активную речь: в пересказах по картинкам, в инсценировках ситуаций из понравившегося мультика, также полезно сравнивать поведения людей или персонажей из разных культур.

   Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности.

И поэтому, одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей. Что такое связная речь?

    Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.

Связная речь имеет две формы:

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

     Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

Монологическая речь - это очень сложная форма речи для детей дошкольного возраста и ребенок начиная 4-5 лет только учится рассказывать. И в детском саду на занятиях дети учатся составлять рассказы сначала об игрушках. Почему игрушки? Потому что они красочные, яркие, простые в строении и всегда привлекают внимание детей, если они еще и новые. Этот рассказ состоит из 3-4 полных предложений. Построить логический рассказ поможет опора на мнемотаблицу. (обратить внимание на таблицу). Что такое мнемотаблица? Это схематческое изображение. То есть – это схема, рисунок, таблица, которая молчит и в то же время в ней заложена определенная информация. И если ребенок поймет это схематическое изображение процесс усвоения у и запоминания у него происходит легко. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память. Применяя графическую аналогию мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, что очень важно для дальнейшего обучения в школе.

Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной речи я предлагаю вам попробовать составит описательный рассказ о любой игрушке.

Предложить родителям описать игрушки (с использованием мнемотаблицы.)

К. Д.Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов на определенные темы, при пересказываниии сказок, заучивании стихотворений. Эти схемы легко можно найти в интернете.

В настоящее время в дошкольной педагогике педагогами- практиками разработаны готовые схемы и мнемотаблицы. (показ слайдов)

Это: -сенсорно-графические схемы Воробьевой В. К.,

       - предметно-схематические модели Ткаченко Т. А,

      -схемы составления рассказов Ефименковой Л. Н.

Воспитатель: -Сейчас я предлагаю вам посмотреть как ребёнок рассказывает стихотворение Сурикова «Зима» с опорой на мнемотаблицу. (Рассказывание стих. Ребёнком)

Воспитатель: И еще дети с 4 лет учатся рассказыванию по картине с простым сюжетом (описывают событие на ней, кто изображен, их действия, придумывают свои названия).

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас наших детей? Как вы думаете? Я предлагаю вам рассказать о вашем личном опыте, о том, как Вы помогаете своим детям в развитии речи.

Родитель: Для развития связной речи моего ребёнка, я стараюсь постоянно стимулировать его речевую активность, развиваю речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Спрашиваю впечатления об увиденном, о прочитанной книге, задаю вопросы, чтобы мой ребёнок излагал свои впечатления.

Для этого я использую все, что окружает, что ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Спрашиваю не только о предметах вокруг, но и прошу назвать части, детали. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "

Родитель. Когда мы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет,я задаю ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?"Можно просто спросить: "Какой он?" И тем побуждаю называть самые разные признаки предметов, и таким образом помогаю развитию связной речи.

Воспитатель: Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.

В педагогике существует специальная техника для ознакомления детей с предметом и пополнения словарного запаса речи ребенка. Это техника Синквейн.

Воспитатель: Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.

Например, исходное слово «игрушки».Я задаю вопрос:

Воспитатель: игрушки, бывают какими?

Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?

Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным.

Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?

Родитель: дверь, стол, подушка. и т. д.

Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами. Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - говорить наоборот.Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ…

Игра «Угощаю».

Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.

Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.

Воспитатель: Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома,придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет получившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.

Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - зайчик, - домик.). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению. Интересно, что у вас получилось?

Перед вами набор маленьких игрушек для обыгрывания. Разделитесь на 2 группы и создайте свой сюжет и расскажите нам свою придуманную сказку. Но каждый участник должен сказать свое предложение, чтобы сказка была последовательная, логическая. Предложить родителям придумать сказку

Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.

Вопросы родителей.

Вывод: Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома были созданы все условия для правильного речевого развития детей .

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках. Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Образовательная среда для ребенка: развивающая предметно-пространственная среда в семье дошкольника

Форма проведения: круглый столЦель собрания:·         провести совместное мероприятие педагогов и семьей воспитанников, c целью обеспечения комфортног...

«Личностноориентированный подход как условие образовательной среды дошкольника»

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоцио...

Доклад "Формирование образовательной среды дошкольников с помощью ИКТ"

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...