Инновационный проект " Работа с родителями по типу их темперамента"
проект

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Индивидуальнй подход к каждому родителю по типу их темперамента, вот что является актуальным для данного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ткач Анна Александровна  МДОАУ «Детский сад №16 г. Новотроицка»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №16 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников  г.Новотроицка Оренбургской области»

Инновационный проект

«Работа с родителями по типу их темперамента»

Разработала:

Воспитатель МДОАУ

«Детский сад № 16 г. Новотроицка»

Ткач Анна Александровна

Новотроицк 2018

Работа с родителями по типу их темперамента

Актуальность:  Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, так как все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Мы отличаемся друг от друга многим – внешностью, образованием, пристрастиями, но есть то, что является самым серьезным и, пожалуй, труднопреодолимым различием. Речь идет о нашем темпераменте. Так, как же общаться с холериком, сангвиником, меланхоликом и флегматиком.

Холерики – люди взрывного темперамента, они порывисты и неуравновешенны, соответственно, общаться с ними сложно. Эти индивидуумы очень обидчивы и не терпят, когда им возражают, так что поссориться с ними элементарно. Тем не менее, они не злопамятны и быстро успокаиваются, поэтому если не обращать внимания на их вспышки, а принимать их такими, какие они есть, общий язык найти с ними все-таки можно.

Помните, что холерики всегда говорят то, что думают, но при этом часто это не их истинные мысли, а просто реакция на каждый конкретный момент, помноженная на сиюминутное настроение.

Сангвиники общительны, можно сказать, что взаимодействие с другими людьми им нужно как воздух. Поэтому, как правило, у них много друзей и хороших знакомых, к ним тянутся, им стараются понравиться. Иногда складывается впечатление, что с представителями этого психотипа вообще невозможно поругаться. Однако это не так. Своих «тараканов» в голове у них тоже хватает.

К тому же стоит помнить, что сангвиники – народ расчетливый и очень хорошо соображающий, так что подкидывайте им сложные задачки и чаще спрашивайте у них совет, таких родителей обычно выбирают в родительский комитет.

Меланхолики – наиболее уязвимые люди, про таких говорят, что это индивидуумы с тонкой душевной организацией. Они остро воспринимают все, что происходит с ними и вокруг них, а потом долго переживают, причем даже по самым незначительным поводам. Общаться (и обращаться) с ними нужно очень деликатно, так как их чрезвычайно легко ранить, а обида и печаль поселяются в них надолго.

Слово «срочно» ввергает его в панику, он начинает действовать лихорадочно, практически ничего не соображая, и в результате совершает ошибки. Зато там, где нужно функционировать не спеша, тщательно вникая во все детали и нюансы, ему нет равных. Таких родителей можно приобщить к творческой работе.

Флегматики часто кажутся окружающим равнодушными и холодными. Очаровать индивидуума этого психотипа можно только невозмутимостью, рассудительностью, логикой и абсолютно здравым рассудком без примеси каких-либо фантазий. Дело, а не слово – вот что всегда ставится таким человеком на первое место, и что ценится превыше всего. Пустые разговоры, творческие эксперименты и праздные развлечения никогда его не привлекут, можете даже не стараться.

Кроме того, флегматики плохо воспринимают образную речь, поэтому, общаясь с ними, лучше всего употреблять внятные и лаконичные словесные конструкции, избегая при этом любых неологизмов и субкультурного сленга. Если же вам нужно дать такому человеку какое-либо задание – служебное или бытовое, то желательно, чтобы оно было четко структурировано и к тому же написано на бумаге.

В завершении скажем: найти общий язык с обладателем любого типа темперамента на самом деле несложно. Главное, учитывать особенности этого человека и не считать их недостатками только из-за того, что вы сами ведете себя совершенно по-иному. И конечно же практически нет чистых психотипов, в ряде случаев они смешанные, но преобладание одного из них позволит нам проще найти общий язык с собеседником, в данном случае с родителями наших воспитанников.

Проблема: Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Изменившаяся современная семья, заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Гипотеза проекта: Если мы хотим улучшить наше взаимодействие с родителями и повысить его эффективность, то должны учитывать особенности темперамента родителя (собеседника), что в свою очередь активизирует родителей в жизнидеятельности ДОУ повысит качество образовательных услуг.

Научная новизна: данного проекта заключается в том, что  работа с родителями определяется индивидуальным подходом по типу темперамента, вследствие чего  сотрудничество и тесное взаимодействия с ДОУ.

Практическая значимость:заключается в том, что разработанная и апробированная  система взаимодействия детского сада и семьи может применяться и в других дошкольных образовательных учреждения г.Новотроицка.

Вид проекта: Личностно-ориентированный
          Участники: педагоги ДОУ и родители воспитанников.

Условия: улучшить взаимодействие с родителями и повысить эффективность, учитывая особенности темперамента.

Сроки: долгосрочный проект сентябрь 2017- июль 2018  года.

Задачи:

-подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу

-выявить способом анкетирования типы темперамента

- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

-повышение педагогической культуры родителей;

-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

Ожидаемые результаты:

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Реализация проекта проходила в три этапа: подготовительный, основной, завершающий релаксационный.

Первый этап  - подготовительный подобрать и изучить психолого-педагогическую литературувыявить способом анкетирования типы темперамента. (Приложение 1)

Выявить заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ. (Приложение 2).

 Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители. Выяснилось, что большинство родителей мало заинтересованы в сотрудничестве с  ДОУ.

Опрос показал, что у 30% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов, большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.

Второй этап –основной или организационно – практический  (самый трудоёмкий и продолжительный)

Определив способом анкетирования психотип родителей мы стали учитывать это в работе, нам стало проще предсказать их поведение и найти к каждому свой подход. Мы поняли мотивы холерика при его попытке навязать нам свое мнение, смогли довериться флегматику, зная, что он нас не выдаст, не стали иронизировать над меланхоликом, чтобы не причинить ему боль, и не точно не скучали с сангвиником. На основе знаний о психотипах  начали работу с родителями с учетом их темперамента.

-проведение родительских собраний

-консультация родителей

-установление партнерских отношений

-стимулирование активности родителей в сотрудничестве с ДОУ

-проведение тренингов

-проведение круглых столов

-решение педагогических ситуаций

-фото и видео отчет  

-выставки, конкурсы

-Viber, телефон (Приложение 3) (Приложение 4) (Приложение 5)

Третий этап – завершающий или рефлексивно – обобщающий  Мы  улучшили наше взаимодействие с родителями и повысили его эффективность, на основание знаний  особенностей темперамента, что позволило активизировать родителей в жизни деятельности ДОУ повысить качество образовательных услуг. Опрос  проведенный в конце учебного года показал , 76% родителей готовы и с удовольствием сотрудничают  с ДОУ и лишь 24% не очень активны. (Приложение 6)

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование нетрадиционной формы работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Список использованной литературы

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2013. - 378 с.

2. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.; ФиС, 2012. - 320 с.

3. Гаиезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 2011. - 257 с.

4. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. Заведений. - М., Издательский центр, «Академия», 2010. - 378 с.

5. Кораблина М.Р. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. - Санкт-Петербург, 2013. - 285 с.

6. Крутецкий В.А. Психология. - Москва: «Просвещение», 2012. - 608 с.

7. Маклаков А.Г. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 452 с.

8. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 2013. - 296 с.

9. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. - М., 2010. - 378 с.

10. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 320 с. 5.

11. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов // Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2011. - 357 с.

12. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 2014. - 307 с.

13. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов // Под ред. проф. А.В. Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2014. - 421 с.

14. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. - Высшая школа, 2011. - 512 с.

          15. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М. Высшая школа, 2014. - 289 с.

16. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 452 с.

17. Романова В.Л. Психология индивидуальных различий. - Москва: Издательство Московского Университета. - 2012. - 315 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 712 с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2014. - 459 с.

20. Стреляу Я.Р. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 2012. - 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему: «Создание образовательных проектов совместно с семьей»

Цели: установить партнёрские отношения с семьями воспитанников; повысить уровень педагогической культуры родителей; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания дете...

Проект инновационные формы работы с родителями "Воспитатель- дублер"

Проект: «Родитель — дублёр».Вид проекта: познавательныйТип проекта: краткосрочный, открытый, коллективный, практический.Участники реализации проекта: дети старшей группы «...

ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»

ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...