Воспитание ребенка средствами родного языка
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Воспитание ребенка средствами
родного языка
Как известно, важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка. Язык – одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.
Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.
На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах:
первый этап - ознакомление детей с новыми словами;
второй этап - повторение пройденного материала;
третий этап - закрепление, активное пользование языком.
задачи:
- воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
- вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
- воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;
- познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.
А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан сөйлш”, “Кибет”, “Уенчыклар кибетенд” и др.) .
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку, которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.
На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.
Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.
Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. По УМК у нас большое внимание уделяется на это. Мы с детьми тоже сыграли «Репку», «Теремок» (татарский вариант, «Кто что любит» (татарская народная сказка, проводим татарские народные игры, как «Түбәтәй», “Яшел яулыгым”, и. др. А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.
Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачали с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan. ru). После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат знакомые слова, их лица меняются, они радуются.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в семейном воспитании ребенка (на татарском языке)
В материале написаны, какие игры, песни можно использовать при воспитании детей, как они влияют на ребенка....
Статья на тему: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают \'Вопросы нравственного и патриотического воспита...
«Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества».
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают 'Вопросы нравственного и патриотического вос...
Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка
Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана через обучение...
Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель
Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...
консультация для родителей "воспитание нравственных ценностей у ребенка через язык сказки".
очень часто взрослым бывает трудно подобрать язык общения, который способен достучаться до ребенка, проникнуть в глубину его его души. Язык сказки - это та ниточка, которая способна связыать взр...
"Родной язык как основа духовно-нравственного воспитания ребенка в ДОУ".Курс повышения профессиональной квалификации
Курс повышения профессиональной квалификации.Автор Монгуш А.А.,старший методист лаборатории этнокультурного содержания образования....