Профилактика речевых нарушений.
консультация

Аксютина Татьяна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка»                                             Аксютина Т.А.                                                                                                                        

     Профилактика речевых нарушений.

Профилактика речевых нарушений складывается  из следующих моментов:

1)  забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о  

               сохранности его речевых органов:

•  предупреждение ушибов в области головы;

•  предупреждение различных заболеваний и детских инфекций,  

   протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков  

   профилактических прививок, исключение непосредственных  

   контактов с больными и пр.);

•   охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания  

    инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также

    своевременное лечение и обязательное долечивание ушных  

    заболеваний;

• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

       а)  предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления  

            аномалий костных частей речевого аппарата;

       б) исключение случаев сосания пальца или постоянного  

            подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может    

            повести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

       в)  раннее протезирование зубов в случае их преждевременной  

            потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную

            деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду

             возрастная смена зубов);

       г)  своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;

       д)  своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее  

             4—5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те

             звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая

             уздечка);

•  охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой  

   перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжённая

   речь и   т. п.);

•  охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков,

   страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к

   ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после  

   её окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики

   особенно важен для предупреждения всякого рода невротических  

   речевых расстройств и в первую очередь — заикания.

2)  забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий:

•  обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого

   образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у

   окружающих ребёнка людей);

•  поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

•  воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего

   нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых

   дней его жизни;

•  медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных

   с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих

   предметов и производимых действий, что поможет ребёнку

   «приступить» к постепенному овладению речью;

•  отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком

   слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его

   неправильного произношения;

•  приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника,

   поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более

   точному и более быстрому её усвоению;

•  систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок

   должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует

   стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только  

   жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь  ребёнка таким

   образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость

   речевого общения,  включая «разговор» с животными,

   игрушками и  пр.;

•  полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его

   правильного образца для подражания;

•  занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует

   развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного

   голоса, а также предупреждает невнятность речи;

•  развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную

   роль в овладении полноценной речью.

             Материал из книги  Парамоновой  Л.Г. «Логопедия для всех»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....