Профилактика речевых нарушений.
консультация
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка» Аксютина Т.А.
Профилактика речевых нарушений.
Профилактика речевых нарушений складывается из следующих моментов:
1) забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о
сохранности его речевых органов:
• предупреждение ушибов в области головы;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций,
протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков
профилактических прививок, исключение непосредственных
контактов с больными и пр.);
• охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания
инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также
своевременное лечение и обязательное долечивание ушных
заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления
аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца или постоянного
подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может
повести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной
потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную
деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду
возрастная смена зубов);
г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;
д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее
4—5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те
звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая
уздечка);
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой
перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжённая
речь и т. п.);
• охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков,
страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к
ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после
её окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики
особенно важен для предупреждения всякого рода невротических
речевых расстройств и в первую очередь — заикания.
2) забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий:
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого
образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у
окружающих ребёнка людей);
• поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего
нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых
дней его жизни;
• медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных
с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих
предметов и производимых действий, что поможет ребёнку
«приступить» к постепенному овладению речью;
• отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком
слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его
неправильного произношения;
• приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника,
поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более
точному и более быстрому её усвоению;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок
должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует
стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только
жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребёнка таким
образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость
речевого общения, включая «разговор» с животными,
игрушками и пр.;
• полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его
правильного образца для подражания;
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует
развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного
голоса, а также предупреждает невнятность речи;
• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную
роль в овладении полноценной речью.
Материал из книги Парамоновой Л.Г. «Логопедия для всех»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....