Родительское собрание "Волшебный мир сказки"
учебно-методический материал

Задачи: расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

 стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobran_volshebnyy_mir_knigi.docx30.29 КБ
Файл prezentatsiya_volshebnyy_mir_knigi.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Волшебный мир книги».

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

              стимулировать самообразование родителей;

              прививать навыки читательской культуры;

              воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия, круглый стол.

Участники: воспитатели, родители.

Повестка:

1. Вступительное слово воспитателя

2. Литературная викторина для родителей.

3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».

4. Викторина «Мы - читающая семья».

5. Игра  «Кто здесь был и что забыл?».

6. Игра «Нарисуй сказочного героя»

7. Рекомендации по комплектованию детской библиотеки дома, раздача буклета с памятками.

8.Выступление старшего воспитателя.

9.Выступление узких специалистов.

10.Подведение итогов собрания. Принятие решения.

     Разное.

Подготовка к собранию:

1. Подготовить и выставить папки-раскладушки «Как сказка помогла…»

2. Подготовить буклеты по теме собрания.

3. Выставка детских книг.

План проведения :

1. Вступительное слово воспитателя

2. Литературная викторина для родителей.

3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».

4. Викторина «Мы - читающая семья».

5. Игра  «Кто здесь был и что забыл?».

6. Игра «Нарисуй сказочного героя»

7. Рекомендации по комплектованию детской библиотеки дома, раздача буклета с памятками

 8.Выступление старшего воспитателя

9.Выступление узких специалистов.

10.Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Разное.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Послушайте небольшое стихотворение.

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы —

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы — никого!

У меня в пустыне дикой

 Нарисован  львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

   Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

 Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.                     А. Лесных

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и ,чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Воспитатель. Тема нашей встречи — «Волшебный мир книги».

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге?

Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.

Литературная викторина для родителей.

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
(С. Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
(А. Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)


Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)


Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)


На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)


На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

 

2. Выступление воспитателя «Роль книги в семейном воспитании».

 Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании» 

 Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.

— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в развитии детей? (Мнения родителей.)

Выводы: Чтение помогает ребёнку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Благодаря чтению ребёнок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребёнка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как разрешать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях.

- Почему на ваш взгляд важен процесс совместного семейного чтения? (мнения родителей).

Выводы: Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и совместное чтение дает такую возможность.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Если ребёнок задавал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем, находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться и изумиться, найдя его вместе  с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранить воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.  Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению? Читайте вместе с ребенком

                 Викторина «Мы - читающая семья».

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит Это... (доктор Айболит).

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... (Колобок).

Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)

Он весел и незлобен, Этот милый чудачек. С ним хозяин,  мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)

Многим долго неизвестный Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)

Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

3. Письмо («Почта» С. Маршака).

4. Мячик («Игрушки» А. Барто).

5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро).

6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро).

7. Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро).

8. Горошина («Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена).

«Нарисуй сказочного героя»

Предлагаю творческое задание: на столах лежат фломастеры, листы бумаги. Ваша задача: изобразить вашего любимого героя из детских сказок. Успехов Вам в работе!

Если вы решили купить вашему ребенку книгу (см призентацию)

(научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.) детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы).

Заключительное слово воспитателя:

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого взрослого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Мы желаем вам успеха на этом нелегком, но радостном пути. И пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг» (раздача родителям памятки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в средней группе № 4 на тему: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГИ» Подготовила : Демиденко н . А .

Слайд 2

… Книга учит добро понимать, О поступках людей рассуждать. Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый — его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. А. Лесных

Слайд 3

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедитель­но, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» ( М. Горький ). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их « почему».

Слайд 4

В икторина « Мы – читающая семья» 1 . «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? 2. Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей ? 3. Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним хозяин , мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок … 4. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это...

Слайд 5

5. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? 6. На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, Покатился ... 7. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? 8. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью … » 9 Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся…

Слайд 6

П амятка « Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг ?»‘ **Пробуждайте интерес ребенка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержат много иллюстраций, и если ребенок ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слу­шать. Найдите такие, которые нравятся ребенку больше дру­гих, и побеседуйте о них. **Искушайте ребенка чтением. Выберите книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться. **Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и покажите ребенку, как включать магни­тофон. Если ребенку это понравится, вы сможете записать на магнитофон и другие тексты .

Слайд 7

Памятки для родителей: Как обращается с книгой Ваш ребенок? --Потому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку. Вы можете судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обрати­те внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой: --Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у вас руки. --Читать и рассматривать книгу можно только за столом. --Книгу нужно беречь: не пачкать ее, не заминать страницы, правильно их перелистывать, не смачивать палец слюной; не играть с книгой: она от этого портится. --После того, как посмотрели и прочитали книгу, надо поло­жить ее на место. --Хранить книгу необходимо в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игр. Если заметили, что книга не в порядке (порвалась или от­клеилась обложка, выпала страница), ее нужно починить. Если трудно сделать это самим, обратиться за помощью к взрослым.

Слайд 8

Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу. При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества. --Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор, фанта­зию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный. --Соответствует ли книга способностям ребенка как слушате­ля? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при том достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. --Понравится ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность: любая исто­рия, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной. --Обладает ли книга силой эмоционального воздействия? Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми оста­ются такие, которые близки ему эмоционально . --Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребенку.

Слайд 10

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Важно научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.

Слайд 11

Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности( эпитеты, сравнения и т.д.), обращать внимание на бережное отношение к книгам. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Слайд 12

“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. С. Лупан

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Сценарий встречи в детско-родительском клубе по сказке "Три медведя".

Сценарий встречи в детско-родительском клубе по сказке "Три медведя", для второй младшей группы. С использованием блоков Дьенеша и настольного конструктора. Составлен и проведён для формировани...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина».

Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:  3 месяц...

Конспект заседания родительского клуба «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

формирование у детей осмысленного отношения к свое­му здоровью; воспитание у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности....

Родительское собрание - викторина "Сказка ложь, да в ней намек"

Данное мероприятие способствует установлению сотрудничества семьи и детского сада, через нравственное воспитание дошкольников, на примере  сказок....

Родительская гостиная "Исцеление сказкой"

Материал для работы с родителями по сказкотерапии...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина»

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность его стихов всегда находи...