Консультация для родителей "Восприятие пространственных отношений"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Пространственная ориентировка - это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОСПРИЯТЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений (схем), форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.
Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на занятиях у детей формируются следующие умения:
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;
— моделировать пространственное расположение предметов;
— ориентироваться на поле листа бумаги;
— двигаться в заданном направлении и изменять его.
Решение задач формирования пространственной ориентировки начинается с ориентировки ребенка в схеме собственного тела первоначально по вертикальной оси. Ребенок, рассматривая в зеркале свое отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица? в нижней части лица? Также анализируется расположение всех основных составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его частей: рук (ладоней, пальцев), ног (коленей, стоп) и т. д.
Ориентировка в пространстве первоначально осуществляется по расположению окружающих предметов относительно самого ребенка. При этом важно сформировать у детей четкое различение право- и левосторонней организации среды. На занятиях педагог объясняет: «У человека две руки, и каждая из них имеет свое название. Для того чтобы их не перепутать, каждой руке дали имя — Правая и Левая. Руки только две, а как много они умеют! Что умеют делать ваши руки?»
Далее используются задания на дифференциацию правой и левой руки:
— Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите; в какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку. Как называется эта рука? (Следует показать.) Наденьте на правую (левую) руку браслет; заложите за голову сначала правую руку, а затем левую и т. д.
Для закрепления проводится дидактическая игра «Найди пару». Детям, например, предлагается найти пару одинаковых варежек для правой и левой руки.
Благодаря многократным действиям правой (у левшей — левой) руки у ребенка вырабатываются зрительно-двигательные связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего пространства.
Опираясь на уже сформированные умения, дома можно предложить детям задания:
— поднять правую руку вверх, опустить, повернуться направо;
— поднять левую руку вверх, опустить, повернуться налево;
— вытянуть руки вперед, сделать шаг вперед;
— спрятать руки назад, за спину, сделать шаг назад и т. д.
Обучая движению в заданном направлении, для повышения мотивации следует создавать игровые ситуации. Например, предложить в занимательной форме найти спрятанные игрушки:
Вперед пойдешь — куклу найдешь.
Назад пойдешь — медвежонка найдешь.
Вправо пойдешь — мяч найдешь.
Влево пойдешь — машину найдешь.
Куда ты хочешь пойти?
Что ты хочешь найти?
Особое место в обучении детей занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа. В процессе занятий эти умения закрепляются при выполнении различных заданий (например, расположение фишек, геометрических фигур на листе бумаги по инструкции педагога, перемещение их в пространстве листа или парты). Дети должны усвоить следующее: лист бумаги (любого размера и даже по-разному расположенный) — это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры: верх и низ, середину и стороны, центр и углы; на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.
Приведем примеры заданий по ориентировке на листе бумаги: рассмотреть рисунки художника и ответить на вопросы: Какие игрушки нарисованы слева? Что нарисовано в центре? И т. д.; дидактические игры «Расположи верно», «Раскладывание геометрических фигур», «Нарисуй, как я скажу» и т. д.
Умения пространственного анализа следует совершенствовать в процессе изобразительной деятельности. Рисование по инструкции педагога, содержащей словесные обозначения пространственных соотношений (посередине листа нарисуй домик, слева от домика растет ель и т. д.), — сложный вид деятельности для ребенка. Поэтому к нему надо готовить детей постепенно, используя такие виды работы, как графический диктант, дорисовывание симметричных контурных изображений предметов (как правой, так и левой половины изображения), рисование по образцу с использованием опорных точек и др.
Формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе:
— действий по подражанию взрослому (ребенок действует с объектами, полностью копируя действия с предметами и предоставляя отчет о проделанном);
— действий по готовому образцу (самостоятельный анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций, с которыми дети уже встречались на предыдущих этапах работы, к идентичным незнакомым и далее к созданию вариативных, новых ситуаций);
— действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;
— самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов;
— вербализации деятельности.
Итак, условием полноценного овладения детьми пространственными ориентировками является постепенное усложнение материала: от заданий на ориентировку на собственном теле и в окружающем пространстве по различным заданным параметрам; самостоятельного определения пространственных отношений между объектами, моделирования их взаимоотношений до полного словесного отчета о выполнении заданий с использованием терминов, обозначающих пространственные отношения.
Дидактические игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве
«Какая рука?»
На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
«Покажи правильно»
На кукле показать разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
«Незаконченные изображения»
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
«Что где находится?»
Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.
«Откуда и чей голос?»
Ребенку предлагают встать спиной и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
«Внимательно слушай и рисуй»
Называть геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.
Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
Варианты:
— разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.
«Где что лежит?»
Расположить различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предложить ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.
Варианты:
— предложить ребенку расположить предметы по инструкции: за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
— по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
«Следопыт»
По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.
Варианты:
— дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;
— по тем же правилам игра проводится на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию временных и пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В занятие соблюдены все требования ФГТ, проходит весело за 25 минут...
Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»
Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...
Консультация для воспитателей "Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями"
Консультация для воспитателей по математике...
Консультация для педагогов "Формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения"
Формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения...
Консультация для родителей «Значение математических игр в жизни дошкольника». НОД по ФЭМП во второй младшей группе « Пространственные отношения»
Консультация для родителей «Значение математических игр в жизни дошкольника».НОД по ФЭМП во второй младшей группе « Пространственные отношения» Конспект НОД по ФЭМП во вто...